Смольный рассчитывает сохранить инвестиции в экономику в 2023 г. на уровне 1 трлн руб.
Уход иностранных инвесторов пока не привел к падению инвестиционной активности бизнесаПо итогам 2023 г. ожидаемый объем инвестиций в основной капитал Санкт-Петербурга может составить около 1 трлн руб. Показатель останется на уровне прошлого года, когда в экономику было инвестировано 997,5 млрд руб., сообщил на пресс-конференции «Интерфакса» 9 августа вице-губернатор Валерий Москаленко.
Напомним, что после 2020 г., когда инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с 2019 г. на 2,6% до 778 млрд руб., последующие годы объем вложений рос. В 2021 г. инвестиции достигли 867,2 млрд руб., а в 2022 г. приблизились к 1 трлн руб.
«Фактически состоялся, без 30 млрд руб., 1 трлн руб. инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. <…> Это вложенные деньги в прошлом году, решения по которым приняли 2-3 года назад», — рассказал Москаленко.
За I квартал 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. (более свежие данные недоступны) объем инвестиций в основной капитал города вырос на 5,1% – до 161,3 млрд руб. Согласно закону «О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.», объем инвестиций в основной капитал на 2023 г. был заложен на уровне 970 млрд руб.
«Заморозка» инвестпроектов
Москаленко напомнил, что в I-II кварталах прошлого года ряд компаний планировали запустить инвестиционные проекты, но из-за нестабильного курса рубля и повышения ключевой ставки Центрального банка их реализация была отложена на несколько лет. Опрошенные «Ведомостями» эксперты также напоминают, что санкции и их влияние на деятельность иностранных или совместных с российскими компаниями проектов привели к «заморозке» ряда крупных проектов. Одним из самых ярких примеров стал корейский автопроизводитель Hyundai, отмечает доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин.
Южнокорейский автоконцерн выкупил бывший завод General Motors в Шушарах в ноябре 2020 г. Сделку закрыла его российская «дочка» — ХММР. Сообщалось, что в новое предприятие инвестируют 36 млрд руб. Компания планировала выпускать на новой площадке три модели — Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage. Запустить производство рассчитывали в 2023 г. Но в июне 2022 г. стало известно о приостановке проекта.
Производство – основной драйвер
Несмотря на отказ от реализации ряда проектов, статистика пока не фиксирует падения вложений, а власти и эксперты сохраняют оптимистичный прогноз. «Ряд решений по началу реализаций крупных инвестпроектов должны были состояться в прошлом году. Фактически никто не отказался, но было решено отложить начало реализации. Это значит, что деньги, которые должны были поступить, поступят спустя определенное количество времени», – пояснил Москаленко.
Он отметил, что основными драйверами экономики Петербурга являются промышленность, внешнеторговые операции, транспортировка и хранение. В прошлом году промышленность вышла на первое место по объему инвестиций, обогнав недвижимость.
В этом году власти также делают ставку на промышленность. Напомним, что в рамках ПМЭФ-2023 Петербург подписал 62 соглашения о намерениях на общую сумму инвестиций более 660 млрд руб. 31 соглашение было посвящено реализации промышленных проектов на сумму 153,4 млрд руб. Часть из них начнут реализовывать уже в этом году. По соглашению с ООО «Газпром СПГ технологии» планируется построить комплекс по производству и отгрузке сжиженного природного газа для заправки общественного транспорта. Инвестиции в расширение промпроизводства в городе также планируют АО «Балтийский завод», АО «Силовые машины», АО «Балтийская промышленная компания», ООО «К-95 Эксплуатация», ООО «Метеор-лифт» и др.
Ставка на замещение
Председатель комитета по финансовым рынкам РО «Деловая Россия» Никита Демидов считает, что в этом году инвесторы будут реализовывать проекты, прежде всего, в высвободившихся нишах после ухода иностранных компаний. «Экономика продолжает развиваться. В свою очередь, бизнес будет занимать высвободившиеся ниши и расширять существующее производство. Это тренд на замещение. Спрос никуда не делся, рынок открыт и готов потреблять товары и услуги», — пояснил эксперт.
Капусткин добавляет, что Петербурге выгодно отличается от многих субъектов: развита инфраструктура, в наличии высокий человеческий капитал. «Инвесторы будут вкладываться, так как есть два тренда: импортозамещение и поворот на Восток. Но трудно прогнозировать, все будет зависеть от политической ситуации. Хотя показатели прошлого года город сможет повторить», — резюмировал он.