Власти Петербурга прогнозируют рост доходов бюджета в 2024 г. на 7%
Динамику обеспечит инфляция, а реальный экономический рост не превысит 2%, считают экспертыВласти Санкт-Петербурга ожидают роста доходов бюджета в 2024 г. на 7% по сравнению с прогнозируемыми значениями на 2023 г. Такие данные были озвучены главой городского комитета по финансам Светланой Енилиной в ходе нулевых чтений закона о бюджете на 2024-2026 гг. Налоговые доходы Петербурга, согласно прогнозным оценкам регионального УФНС России, за тот же период вырастут на 11%.
Напомним, что нулевые чтения закона о бюджете на 2024-2026 гг. стартовали в Законодательном собрании Петербурга 25 августа. Согласно прогнозным данным городских властей, в 2024 г. доходы в городскую казну составят 1,17 трлн руб. На 2023 г. доходы прогнозируются в размере 1,09 трлн руб. Налоговые доходы на 2024 г. оцениваются в размере 1,08 трлн руб. В 2023 г., по оценкам властей, городской бюджет получит 971,5 млрд руб. налоговых поступлений, то есть они не превысят 1 трлн руб., рассказал заместитель руководителя регионального УФНС России Владимир Полежаев в процессе нулевых чтений.
Эксперты, опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад», называют прогнозные показатели достижимыми, однако динамика будет обеспечена преимущественно инфляционной составляющей. Реальный экономический рост, по разным оценкам, составит порядка 1-2%.
Фактически прогноз по росту налоговых поступлений на 2024 г. уже отталкивается от низкой базы показателей текущего года. В 2023 г., по оценкам, городской бюджет получит 971,5 млрд руб. налоговых поступлений, что на 7% меньше, чем за 2022 г. (1,047 трлн руб.). На поступления налогов в текущем году оказывают негативное влияние снижение финансовых результатов организаций нефтегазового сектора вследствие санкционных ограничений и отмена института КГН (консолидированные группы налогоплательщиков), уточнил Полежаев. В результате за семь месяцев 2023 г. поступления налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга составили 251,3 млрд руб., что на 27% меньше, чем за аналогичный период 2022 г.
Тем не менее власти оценивают прогноз по доходам на следующий год как позитивный, в частности, в связи с ростом индекса промышленного производства. За январь-июль 2023 г., по данным Петростата, объем промышленного производства вырос на 8,2%. Например, в 1,8 раза увеличилось производство одежды, в 1,5 раза – компьютеров и электронных изделий, на 30% – транспортных средств и оборудования.
Депутат Госдумы, член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева в беседе с изданием выразила мнение, что на фоне тенденции к импортозамещению, а также растущих объемов производства предприятий ВПК у города есть возможности нарастить доходы. «Для Петербурга сложилась благоприятная конъюнктура – то, что сейчас востребовано, сосредоточено в городе», – отметила она.
Однако, по прогнозам доцента кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрия Десятниченко, реальный экономический рост, обеспечиваемый стандартными факторами развития, в следующем году, вероятно, лишь превысит 1%. Схожей точки зрения придерживается директор практики ЛПК Strategy Partners Валентин Гаврилов. По его оценкам, прирост реального ВВП может составить 1-1,5%, а основную динамику обеспечит инфляционный фактор.
«Фактический уровень инфляции может оказаться даже выше, кроме того, поддержка может прийти со стороны растущих цен на энергоносители и ослабления среднегодового курса рубля и, соответственно, более быстрого роста рублевой выручки и налоговых поступлений от компаний нефтегазового сектора, зарегистрированных в Петербурге», – говорит Гаврилов. Таким образом, текущий прогноз доходной части бюджета на 2024 г. можно рассматривать как разумно консервативный, резюмировал он.
«Повышение доходов ожидаемо из-за роста цен на фоне инфляции и слабого курса рубля», – добавил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. Однако эти факторы негативно влияют на покупательскую способность граждан, поскольку реальные зарплаты населения не показывают существенного роста, отметил он.
С другой стороны, Десятниченко полагает, что на предполагаемый рост доходов в 2024 г. будут оказывать влияние и другие факторы – завершение фазы восстановительного роста в ряде секторов экономики на основе новых партнерских связей и плодов первой фазы процессов импортозамещения, а также локализации в ряде производств. «Другим фактором является продолжающаяся реализация ряда крупных программ и проектов за счет государственного финансирования и софинансирования. Эти дополнительные государственные расходы, государственный заказ также положительно отражаются на общей величине налоговой базы», – комментирует он.
Эксперты сходятся во мнении, что с учетом всех факторов расходы на социально значимые направления в 2024 г. вряд ли будут дополнительно сокращаться. По прогнозам, озвученным на нулевых чтениях комитетом по финансам, расходы бюджеты в следующем году составят 1,14 трлн руб., что уже на 5% меньше утвержденных расходов на 2023 г. (1,195 трлн руб.)
Из суммы расходов на 2024 г. 941,1 млрд руб. составят базовые объемы бюджетных ассигнований и 203,5 млрд руб. – расходы на адресные инвестиционные программы. 18,3% от общего объема расходов будет направлено на образование, 15,3% – на транспорт, 12,3% – на здравоохранение, 9,8% – на социальную поддержку. Цивилев отмечает, что структура расходов на 2024 г. существенно не изменилась.
«В преддверии президентских выборов 2024 г. сокращение расходов по таким важным категориям, как здравоохранение и социальная сфера является достаточно рискованным шагом. Поэтому можно ожидать, что данные статьи будут отстаивать «до последнего», и их снижение видится относительно маловероятным», – считает Гаврилов. Обычно в таких ситуациях сокращаются инвестиционные программы, заключил он.
Дмитриева добавляет, что на оценку расходов будут влиять и возможные остатки 2023 г. «Если в этом году будут остатки средств, этот фактор тоже даст возможность повысить расходы или не снижать их объем», – резюмировала она.