Смольный планирует к 2026 г. вдвое обогнать среднероссийские темпы роста промпроизводства

По итогам I полугодия 2023 г. ИПП уже превысил средний показатель по РФ на 2,2 п. п.
По итогам 2023 г. промпроизводство в Петербурге может достичь 105,2% /Freepik

Власти Санкт-Петербурга в 2026 г. планируют добиться роста объемов промышленного производства по сравнению с 2023 г. на 16,9%, сообщил глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Алексей Зырянов на заседании городского правительства во вторник, 29 августа. При этом общероссийский прогноз включает рост лишь на 8,6%. Таким образом, город рассчитывает почти вдвое опередить общефедеральные показатели.

«Ожидаем среднегодовой темп прироста обрабатывающих производств на уровне 5,7%. К 2026 г. накопленный рост объема промышленного производства превысит среднероссийский уровень более чем на 8 п. п.», — отметил Зырянов.

Уже в этом году промпроизводство в Петербурге росло гораздо быстрее, чем в целом по стране. Так, по итогам I полугодия 2023 г. городской индекс промпроизводства достиг 104,6%. Это на 2,2 п. п. больше, чем в целом по России, уточнил Зырянов. По итогам 2023 г. петербургский показатель может достичь 105,2%.

Обрабатывающая промышленность – драйвер роста

Основным драйвером роста промышленного производства в Петербурге стала обрабатывающая отрасль. «Значительный прирост замечен в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности: производство одежды, готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, выпуск машинного оборудования, производство прочих транспортных средств и лекарственных средств», — рассказал Зырянов.

Он отметил, что объем отгруженных товаров обрабатывающих производств составляет 71% всей отгрузки городской промышленности. В денежном выражении за полгода он достиг 1,8 трлн руб. По итогам 2023 г. показатель может превысить 4 трлн руб.

ВПК и автопром подтолкнут статистику

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что весомый вклад в увеличение промышленного производства в 2024-2026 гг. внесут предприятия военно-промышленного комплекса, так как гособоронзаказ продолжает расти. Например, в 2023 г. по сравнению с 2022 г. он может увеличиться в 1,5 раза, отмечал ранее глава Минобороны Сергей Шойгу.

Доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин отмечает, что в Петербурге развитие ВПК связано с производством в ряде других отраслей: пищевой продукции, фармсекторе, электронике и др. Таким образом, ВПК в совокупности будет подтягивать вверх всю экономику.

Другим драйвером роста в 2024-2026 гг. должен стать автопром, который в следующем году должен оттолкнуться от низкой базы и показать существенный прирост. Эксперт напомнил, что автомобилестроение в 2022 г. продемонстрировало самое большое снижение. По итогам 2022 г. производство автотранспортных средств в городе упало на 92%, следует из данных Петростата. На данный момент «АвтоВАЗ» получил в собственность бывший завод Nissan и уже начал серийное производство автомобилей Lada X-Cross 5, в конце года стартует их продажа. Бывший завод Toyota перешел в собственность «Алмаз-Антей». Оборонное предприятие планирует наладить на нем производство электромобилей и грузовиков БАЗ.

Тормоз для промышленности

Но в месте с большим потенциалом роста в городе есть и проблемы, которые могут затормозить наметившийся рост промпроизводства. Одна из них — отсутствие свободных земельных участков для развития новых производств. Депутат городского заксобрания Дмитрий Панов отметил, что в особых экономических зонах «фактически не осталось свободных территорий».  

Депутат Дмитрий Павлов напомнил, что новые площадки ОЭЗ «Санкт-Петербург» – «Шушары» и «Парнас» – планируется запустить только через несколько лет. При этом уже сейчас от бизнеса поступили предложения по развитию и созданию новых предприятий на 4 млрд руб. Но за этот период времени, по мнению Павлова, инвесторы могут поменять свои планы.

В июле этого года СМИ сообщали о том, что в состав ОЭЗ «Санкт-Петербург» могут войти участки вокруг бывшего автомобильного завода Toyota в Шушарах. По словам Зырянова, участок в Шушарах планируется разбить на зоны и вводить частями. Чтобы быстрее задействовать их в оборот, власти рассматривают возможность профинансировать проект в рамках адресной инвестиционной программы.

Кадровые риски

Еще одним риском на пути достижения планов может стать нехватка кадров. «Эта проблема сейчас стоит остро. Мы видим это в машиностроении, высокотехнологичных отраслях, инженеров. Этот фактор может сыграть более серьезную роль для достижения поставленной задачи», — считает Капусткин.

По данным hh.ru, в январе-июне 2023 г. рынок труда в Санкт-Петербурге и регионах СЗФО отмечался острым дефицитом кадров. В среднем вместо 7-8 требуемых кандидатов на вакансию в промышленном секторе число активных резюме составляло лишь 2-3 на одно предложение о работе. Всего в СЗФО требуется около 75 000 специалистов в сфере промышленности и производства.

Президент НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек говорит, что дефицит кадров — не новая проблема, ее можно решить при последовательной работе с колледжами и техникумами города. «Дефицит кадров всегда есть, необходимо работать с колледжами и техникумами, вести целевой набор, вводить льготы для учащихся, тогда проблем не будет с обеспечением персонала», — заключил эксперт.