Смольный в этом году возьмет в кредит 14,5 млрд руб. на инфраструктурные проекты

Общая сумма привлеченных средств к концу 2025 г. составит 32,15 млрд руб.
В прошлом году Петербург получил из федерального бюджета 9,67 млрд руб. на инфраструктурные проекты /gov.spb.ru

В течение этого года Санкт-Петербург возьмет федеральные займы на инфраструктурные проекты на общую сумму 14,47 млрд руб. На данный момент городу из этих средств уже перечислили 13,148 млрд руб. Средства пойдут на реализацию трех транспортных проектов, сообщили в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.

Напомним, что программа выдачи регионам инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) была запущена в 2021 г. Изначально на нее было предусмотрено 500 млрд руб. на 2022–2023 гг. Однако объем поступивших заявок почти втрое превысил эту сумму, составив 1,3 трлн руб., в связи с чем она была продлена с выделением еще 500 млрд руб. на 2024–2025 гг.

Санкт-Петербург в 2022 г. уже получил из федерального бюджета 9,67 млрд руб. на два проекта. В целом общая сумма привлеченных средств за 2022-2025 гг. на финансирование пяти проектов составит 32,15 млрд руб.

Первый этап ШМСД

Сейчас на средства ИБК в Петербурге реализуется три проекта. Так, с прошлого года началось кредитование строительства развязки между Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Витебским проспектом. Это первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Стоимость всего сооружения вместе с подготовкой составляет около 39,4 млрд руб. Из городского бюджета в общей сложности планируется выделить 16,8 млрд руб. Правительство РФ выделило в 2022 и 2023 гг. по 5 млрд руб. на проект. Остальную сумму в проект вложит частный инвестор — ООО «Магистраль Северной столицы» (основной акционер — банк ВТБ). Завершить первый этап ШМСД планируют уже в 2024 г.

При этом окончательная стоимость всего строительства ШМСД до конца пока неизвестна, так как продолжается проектирование объекта. Изначально в 2021 г. Смольный называл сумму, необходимую на развитие магистрали, в 160 млрд руб. Однако спустя два года «Ведомости» выяснили, что стоимость проекта выросла более чем в 2 раза — до 340 млрд руб.

Обновление парка трамваев

Также с прошлого года федеральные займы начали покрывать часть расходов на обновление трамвайных вагонов для ГУП «Горэлектротранс». В пресс-службе финансового комитета уточнили, что в рамках этой программы в 2022-2023 гг. будет обновлено 169 трамвайных вагонов.

При общей стоимости обновления вагонов в 24,1 млрд руб. федеральные средства должны покрыть половину расходов – 11,63 млрд руб. Остальные деньги на покупку трамваев выделяет само предприятие. В 2022 г. на проект из федерального бюджета было перечислено 4,67 млрд руб., а общая сумма финансирования в 2023 г. составит 6,97 млрд руб. (из них 6,35 млрд руб. город уже получил).

Развитие ЗСД в районе Шкиперского протока

Третий проект, кредитование которого за счет ИБК началось в этом году, – строительство развязки с ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове. Создание автомагистрали началось в сентябре 2021 г.

Общая смета проекта оценивается в 10 млрд руб., включая бюджетные и внебюджетные средства. Федеральные займы должны покрыть около 25% его стоимости. В этом году Петербург получит ИБК в размере 2,5 млрд руб. (из них 2,25 млрд руб. городу уже перечислено).

Метро отложили на 2024-2025 гг.

В последующие два года инфраструктурные бюджетные кредиты планируется привлечь на строительство метро. Федеральные займы пойдут на завершение строительства Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» и электродепо «Красносельское», включая их проектирование. Участок от станции «Казаковская» до станции «Путиловская» будет профинансирован за два года на сумму 6,26 млрд руб.

Второе направление для финансирования — строительство Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». В 2024 г. на него должны выделить из федерального бюджета 1,75 млрд руб.

Напомним, что в следующем году «Метрострой Северной столицы» планирует открыть три станции: две на Красносельско-Калининской линии – «Путиловская» и «Юго-Западная» и одну на Лахтинско-Правобережной – «Горный институт».

Риски для заемщика

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что инфраструктурные бюджетные кредиты являются полезным инструментом развития, который позволяет создать объекты с долгим периодом окупаемости. Но несет и свои риски.

«Экономическая нестабильность в российских регионах на фоне внешних ограничений увеличивает риски реализации инфраструктурных проектов. Из-за дефицита какого-либо иностранного оборудования, комплектующих и т. д. реализация проекта может сместиться по времени или потребовать дополнительного финансирования», – отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, добавляя, что на первоначальных этапах, когда инфраструктурные проекты еще не будут себя окупать, есть риски невыплаты данного займа в условиях дефицитов российских бюджетов.

Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко добавляет, что основной риск при получении ИБК – нефинансовый. Регион-заемщик берет на себя обязательства завершить строительство инфраструктуры и ввести объект в эксплуатацию. Но из-за изменения изначальной сметной стоимости проекта с этим могут возникнуть трудности. В таком случае городу придется привлекать дополнительное финансирование, чтобы выполнить свои обязательства перед федеральным центром.