Ленобласти урезали порцию в «инфраструктурном меню»
Вместо 3,5 млрд руб. регион получит от федерального центра только 1,2 млрд руб.Власти Ленинградской области в этом году воспользовались новой федеральной мерой поддержки в рамках программы «Инфраструктурное меню» – специальный казначейский кредит (СКК). В мае текущего года правительство региона подало две заявки на предоставление бюджету области в 2023-2024 гг. СКК на 3,5 млрд руб. Но по итогам рассмотрения заявок одобренная сумма составила 1,2 млрд руб. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».
Из одобренной суммы 400 млн руб. пойдет на финансирование капитального ремонта участков канализационных коллекторов в Сланцах, Выборге и Тихвине, 800 млн руб. составят субсидии органзациям-перевозчикам на обновление автобусного парка.
В заявке, которая была направлена властями региона в федеральный центр, также фигурировали средства на строительство семи детских садов в Ломоносовском и Всеволожском районах на 1325 мест. Однако по итогам рассмотрения деньги были выделены только на обновление общественного транспорта и канализационных объектов.
СКК являются продолжением уже действующей программы инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в рамках социально-экономической инициативы федерального правительства «Инфраструктурное меню», которая была запущена в 2021 г. Напомним, что в 2023 г. заявочная компания на предоставление ИБК правительством РФ не проводилась.
В текущем году постановлением правительства РФ от 31 марта 2023 г. № 525 были утверждены правила предоставления регионам СКК за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета. Согласно постановлению российские регионы могут получить СКК для реализации инфраструктурных проектов на срок до 15 лет под 3% годовых. Как объяснил управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин, условия по выдаче займа схожи с ИБК. В прошлом году ИБК распределялись также на условиях ставки – 3% годовых и срока не менее 15 лет. Однако средства на ИБК выделялись напрямую из бюджета, в случае с СКК речь идет о предоставлении кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета. Основной долг по таким займам регионы могут начать выплачивать с третьего года пользования.
«То есть для возврата основного долга предоставляются «кредитные каникулы» на три года, есть отдельные тонкие бюджетные настройки вроде другой статьи бюджета, но при этом сохраняется бюджетное сопровождение проектов и предоставление отчетности субъектами РФ перед Федеральным казначейством», – уточнил Качкин.
Напомним, что в марте Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в Бюджетный кодекс, по которым объем казначейских кредитов, выделяемых российским регионам в 2023 г., увеличивается с запланированных 250 млрд руб. до 315 млрд руб.
Однако СКК имеет ограниченный выбор проектов, на которые можно потратить средства: проектирование, строительство или капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, закупка автобусов, троллейбусов и трамваев. «Условия выплат остаются теми же, как и в случае с ИБК, но теперь правительство сменило приоритеты. Займы выдают на развитие транспорта, коммунальной инфраструктуры», — говорит председатель комитета по финансовым рынкам РО «Деловая Россия» Никита Демидов.
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко отмечает, что условия предоставления данных кредитов являются достаточно жесткими. «В случае любых сбоев в оплате процентов или возврате тела кредита долг может быть взыскан за счет налоговых доходов или средств, которые планировалось ему причислить. Баланс доходов и расходов казначейства не может быть нарушен по вине нижестоящих бюджетов», — добавил он.
По словам эксперта, выделение таких кредитов обусловлено необходимостью достижения наибольшего социального и экономического эффектов. «Все менее значимое с точки зрения данного критерия – отсекается ввиду ограниченности финансовых ресурсов. Обновление автобусного парка, безусловно, подпадает под данный критерий, поскольку такой кредит формирует дополненный спрос на продукцию ряда смежных отраслей как на этапе закупки, так и на этапе эксплуатации. В краткосрочной перспективе совокупный социально-экономический эффект от обновления автобусного парка выше, чем от строительства детских садов. Однако, конечно, это не подвод не строить детские сады», — резюмировал он.
В то же время Демидов полагает, что в будущем перечень направлений, на которые могут быть направлены СКК, расширится. «Допускаю, что в 2024 г. появится новая программа кредитования со схожими условиями, но другими целями, на которые можно будет расходовать средства», — добавил он.