Объем погрузки леса на ОЖД возвращается к показателям прошлого года

Восстановлению способствуют переориентация на новые рынки и возобновление спроса, отмечают эксперты
За 8 месяцев докризисного 2021 г. объем погрузки лесных грузов на ОЖД составил 3 млн т /Pixabay

За восемь месяцев 2023 г. объем погрузки лесных грузов по Октябрьской железной дороге (ОЖД) составил 1,59 млн т, сообщили в пресс-службе ОЖД в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». Это на 12% меньше, чем за аналогичный период 2022 г., когда объем составил 1,8 млн т. При этом в сравнении восьми месяцев прошлого года с тем же периодом 2021 г. падение составляло почти 40%. Таким образом, как уточнили в ОЖД, объем погрузки лесных грузов постепенно восстанавливается к уровню прошлого года.

Резкое падение объемов погрузки в прошлом году произошло на фоне геополитической ситуации. Напомним, что в марте прошлого года Россия ввела запрет на экспорт древесины, сырья для производства бумаги и фанеры в недружественные страны, включая США и государства Евросоюза. В ответ ЕС ввел в апреле 2022 г. запрет на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России, а также экспорт в РФ оборудования для лесопромышленного комплекса.

Лес возвращается на рельсы

Как отмечают эксперты, восстановительная динамика связана с тем, что отсутствие  экспорта в Европу постепенно компенсируется вывозом леса из СЗФО в южные и восточные регионы. «Грузы направляются в дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки. Также растет внутреннее потребление», – говорит доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев.

Как ранее сообщало ТАСС со ссылкой на руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Советникова, около 75% экспорта пиломатериалов в I квартале этого года пришлось на Китай и Узбекистан при общем объеме поставок в 4,2 млн куб. м.

Для развития экспорта продукции ЛПК правительство РФ в этом году утвердило субсидирование перевозок продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) на экспорт через порты Северо-Запада России. Как сообщали «Ведомости», размер субсидии для предприятий ЛПК составляет не более 80% затрат на логистику и не более 50% от стоимости вывезенной на экспорт продукции. Однако эта мера вступила в силу только в июле 2023 г. 

Восстановление спроса

Падение объемов погрузки в прошлом году привело к временному снижению объема лесозаготовок. Эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко пояснил, что в прошлом году была распродана древесная продукция, предназначавшаяся для поставок в Европу. «Древесину стали продавать по себестоимости или даже ниже. Рынок деловой древесины обвалился. Потребления больше не стало, поэтому заготовки в прошлом году были снижены», — отметил он. По данным Рослесинфорга, объемы заготовки древесины в России в 2022 г. упали на 13,5% по сравнению с 2021 г.

Однако, как уточнил Никифоренко, после паузы в лесозаготовке на рынке сформировался отложенный спрос. «Сейчас фиксируется увеличение спроса на круглый лес. «Цена его закупки растет. Она составляет порядка 1000-1200 руб. за куб. м», — уточнил эксперт. Фактически восстановление спроса на продукцию также положительно сказывается на объемах погрузки лесных грузов, считают эксперты.

По мнению Никифоренко, ОЖД к концу года может восстановить объемы погрузки лесных грузов до уровня 2022 г. Но чтобы выйти на показатели 2021 г., необходимо развивать экспортные поставки и внутренний рынок ЛПК. Поставкам за рубеж препятствует перегрузка логистической инфраструктуры Дальнего Востока и коридора «Север-Юг». «При этом развитию внутреннего потребления мешают запреты на импорт техники и технологий для отрасли», — прокомментировал эксперт.

Дмитриев прогнозирует полную переориентацию европейского экспорта на другие направления уже к началу следующего года. «Можно говорить о постепенном наращивании объемов поставок пиломатериалов строительного назначения в направлении Китая, Средней Азии, Ближнего Востока, Турции. Возместить потери от ухода из Европы можно будет уже к I кварталу 2024 г.», — считает эксперт.