Продажи легковых автомобилей в Петербурге выросли почти на 30%

Но в будущем падение курса рубля и повышение ключевой ставки могут замедлить рост авторынка, считают эксперты
Авторынок сможет вернуться к уровню 2021 г. не ранее следующего года, считают эксперты /Freepik

В январе–августе 2023 г. продажи новых легковых автомобилей в Санкт-Петербурге выросли на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За восемь месяцев в городе было зарегистрировано 32 214 автомобиля против 24 792 в прошлом году, сообщили в «Автостат инфо» в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В Ленинградской области темпы продаж новых автомобилей превзошли показатели Петербурга. За январь–август было зарегистрировано 7935 машин, что на 48% больше, чем за тот же период прошлого года.

Почему растет авторынок

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что в прошлом году после падения авторынка  весной восстановление началось только в августе–сентябре, поэтому при сравнении двух аналогичных периодов рост обусловлен эффектом низкой базы.  Напомним, что по итогам 2022 г. в Петербурге продажи легковых авто упали на 60,7% по сравнению с 2021 г.

Планку в 3000 проданных автомобилей в месяц в Петербурге удалось преодолеть только в этом году, отметил эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов. Он указывает на то, что рост от месяца к месяцу продолжается. По данным «Автостат инфо», в январе этого года было зарегистрировано 2317 новых авто. А уже в августе – уже 5817 авто, что в 3,3 раза больше, чем в августе 2022 г. Однако от показателя того же месяца докризисного 2021 г. продажи еще отстают на 21,6%.

В Ленобласти темпы продаж новых автомобилей на протяжении восьми месяцев также росли (за исключением небольшого падения в мае). Так, в январе было зарегистрировано 573 автомобиля, в августе – уже 1562. За последний месяц лета 2023 г. продажи выросли почти в четыре раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года и почти приблизились к показателю 2021 г., отстав всего на 8,3%

Рост продаж объясняется насыщением авторынка продукцией китайских и отечественных производителей, говорит независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. «В результате дилеры отмечают тенденцию на продажу в Trade-in б/у автомобилей европейских или корейских производителей в обмен на покупку новых китайских авто», — рассказал эксперт.

«АвтоВАЗ» потерял лидерство в Петербурге

Увеличение присутствия китайских автопроизводителей на российском рынке привело к тому, что они смогли набрать популярность и обогнать «АвтоВАЗ» по объему продаж в Петербурге. На протяжении семи месяцев 2023 г. самой продаваемой маркой авто в Петербурге была Lada.

Но в августе ситуация изменилась. Отечественный бренд опустился сразу на третье место с общим количеством регистраций за месяц в 719 единиц. «АвтоВАЗ» обогнали китайские марки – Chery и Haval, так, было зарегистрировано 758 и 740 машин, соответственно. В десятку лидеров также вошли Geely – 626, Exeed – 407, Changan – 398, Omoda – 389, Kia – 188, Tank – 116. «Москвич» занял лишь 11-е место – было зарегистрировано 107 машин.

Однако в Ленобласти автомобили «АвтоВАЗа» остаются самыми популярными. В августе было зарегистрировано 362 машины отечественного бренда, следом идут китайские Chery – 216, Haval – 205, Geely – 135, Omoda – 109, Changan – 92, Exeed – 66, корейская Kia – 43, китайский Jetour – 38. Десятку замыкает «обрусевший» «Москвич» – 31. 

Спрос на подержанные авто растет

В Санкт-Петербурге продажи б/у автомобилей за январь–август этого года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. на 15,9% и достигли 124 054 машин против 107 049 в прошлом году.

Самыми популярными подержанными авто в Северной столице в августе стали: Lada – 1420, Kia – 1342, Volkswagen – 1208, BMW – 1207, Hyundai – 1015, Mercedes – 921, Toyota – 854. Ford – 756, Skoda – 728 и Nissan – 688.

Схожая тенденция в Ленинградской области. В регионе за восемь месяцев этого года продажи б/у машин выросли на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 52 162 машин против 43 962 в 2022 г.

В области, как и в Северной столице, рейтинг популярных марок авто возглавляет Lada – 934, Kia – 554 и Volkswagen – 491. Затем идет Hyundai – 449, Ford – 419, Renault – 370, Nissan – 340, Chevrolet и Skoda – по 326, BMW – 314.

Авторынок тормозит рубль

Бургазлиев отмечает, что осенью темпы продаж новых автомобилей в Петербурге и Ленобласти начнут снижаться. Это связано с падением курса рубля по отношению к доллару, евро и юаню. Так, с начала года по август рубль подешевел по отношению к доллару на 37,37%, к евро – на 40,09%, к юаню – 32,87%, пишет РБК. «В среднем стоимость автомобилей в августе выросла на 6,5%. В сентябре цены еще вырастут, подорожание в среднем составит не менее 10-11%», — считает Бургазлиев.

Гаврилов добавил, что летом покупатели активнее брали автомобили, так как стремились приобрести их по прежним ценам. «Часть потенциальных клиентов в связи с осенним ростом цен обратит внимание на вторичный рынок», — утончил эксперт.

По мнению Бургазлиева, на потребительскую активность также повлияет повышение ключевой ставки ЦБ. В августе она выросла с 8,5 до 12% годовых. Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения ключевой ставки 15 сентября. Он добавил, что вслед за этим банки увеличат процентные ставки по автокредитам. На данный момент средняя ставка по кредиту на авто варьируется в диапазоне от 10 до 20%.

Эксперты считают, что авторынок в Петербурге сможет достичь показателей 2021 г. только при отсутствии новых кризисных явлений в экономике и политике. «В следующем году можно отыграть 20% из нынешней разницы почти в 30%, но это возможно, лишь если общие экономические и политические условия не ухудшатся», — прогнозирует Бургазлиев.