Грузооборот порта Усть-Луга упал впервые с 2021 г.
Среди портов Ленобласти только Приморск в январе-августе продолжил наращивать обработку грузовПорт Усть-Луга в Ленинградской области впервые с 2021 г. показал снижение грузооборота. Так, за январь-август по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило 2,1% или 1,5 млн т. Всего за этот период порт обработал 78,3 млн т грузов, сообщает Ассоциация морских торговых портов (АСОП).
Отметим, что весь 2022 г. и до августа 2023 г. порт показывал положительную динамику грузооборота. В последний раз падение было отмечено только в январе-августе 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
В то же время стоит отметить, что динамика прироста грузооборота Усть-Луги на протяжении всего этого года постепенно снижалась. Так, за I квартал 2023 г. перевалка выросла на 25,1%, за I полугодие прирост составил уже 5,5%, а за семь месяцев – лишь 1,6%. Итоги восьми месяцев и вовсе показали снижение. Только в августе 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. грузооборот порта упал сразу на 24% до 8,1 млн т.
Усть-Луга уходит в стагнацию
Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты считают, что снижение грузооборота в Усть-Луге связано с проблемами грузоотправителей, которым необходимо решать логистические задачи и находить новые рынки сбыта.
Генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что в августе Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов, что повлияло на показатели Усть-Луги. Напомним, экспорт российской нефти и нефтепродуктов снизился в августе на 7,3% по сравнению с августом прошлого года до 7,2 млн барр., следует из данных Международного энергетического агентства. В объемах перевалки Усть-Луги доля нефти и нефтепродуктов традиционно составляла около 50%.
При этом в прошлом году порт показывал рост грузооборота, включая нефтеперевалку, несмотря на санкционные ограничения, что сформировало эффект высокой базы, уточнил доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев. «В условиях снижения спроса на уголь [в 2022 г.] стивидоры показали рекордные объемы по перевалке минеральных удобрений и нефти. Сейчас объемы поставок снижаются, так как сказывается санкционное давление и операторы вынуждены постоянно искать новые рынки сбыт. <…> Отрицательная тенденция относительно 2022 г. сохранится», — уверен эксперт.
Высоцк продолжает терять грузы
Среди всех портов Балтийского бассейна на протяжении всех восьми месяцев продолжает терять грузы и порт Высоцк. Так, за январь-август падение составило 17% по сравнению с 2022 г. Перевалка упала до 8,9 млн т.
Простимулировать грузооборот должен официально запущенный в начале сентября зерновой терминал – первый комплекс по перевалке зерновых в Балтийском бассейна, считают эксперты. До конца года планируется перевалить 1 млн т зерна, отмечал член совета директоров «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин на церемонии открытия терминала.
Бурмистров тоже считает, что терминал станет драйвером роста грузооборота, так как на зерно в этом году сформировался повышенный спрос из-за завершения «зерновой сделки» и высокой температуры в разных частях мира. В этой связи в России в августе был зафиксирован рекорд экспорта зерновых – 7,7 млн т, сообщали «РИА Новости» со ссылкой на главу Российского зернового союза (РЗС) Елену Тюрину.
Всего терминал способен в год переваливать 4 млн т зерна и принимать 182 судозахода. В апреле этого года был осуществлен первый судозаход в Высоцк, с того периода времени было погружено уже 11 судов.
Порты Балтийского бассейна показывают рост
В целом же по итогам восьми месяцев общий грузооборот всех морских портов Балтийского бассейна превысил показатели аналогичного периода 2022 г. на 3,2%, а к 2021 г. – на 1,8%. Порты обработали 168,6 млн т.
Основными драйверами роста стали Большой порт Санкт-Петербурга и Приморск. В Петербурге перевалка к январю-августу прошлого года выросла на 16,9% до 31,1 млн т. Порт демонстрирует рост и к аналогичному периоду 2021 г. – на 1,63%. Ранее «Ведомости» писали, что в Северной столице идет активное замещение ушедших европейских контейнерных линий новыми сервисами.
В Приморске рост за восемь месяцев составил 9%, грузооборот достиг 43,3 млн т. По сравнению с 2021 г. морские ворота показали прирост грузооборота и вовсе на 65,9%. Бурный связан с развитием Северного морского пути, отмечает Дмитриев. «Позитивной динамике порта Приморск способствует активное освоение отечественным танкерным флотом Северного морского пути для доставки грузов в порты Китая», — рассказал эксперт.