Грузооборот морского порта Калининград в этом году вырастет на 6-7% до 8,9 млн т
Но в ближайшее время порт вряд ли сможет вернуть досанкционные показатели, считают экспертыПо итогам 2023 г. грузооборот морского порта Калининград может вырасти по сравнению с 2022 г. на 6-7% и достичь 8,9 млн т. Такой прогноз озвучил заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – начальник Калининградского управления Андрей Мошков в ходе выставки «Нева 2023».
Он уточнил, что за январь-август этого года объем грузооборота уже достиг 6,1 млн т. Мошков добавил, что положительная динамика в порту Калининград стала возможна благодаря эффекту низкой базы прошлого года. Напомним, что в 2022 г. грузооборот калининградского порта сократился по сравнению с 2021 г. почти на 30% до 8,268 млн т.
В ближайшее время показатели порта вряд ли вернутся к досанкционным объемам перевалки 2020-2021 гг., когда ежегодный грузооборот достигал около 10,5 млн т, отмечают эксперты отрасли.
Как изменилась структура грузов
После введения санкций в порту Калининград существенно изменилась структура обрабатываемых грузов. Если до 2022 г. доминирующую часть перевалки традиционно формировал экспорт, то сейчас основной грузооборот приходится на каботаж (перевозка грузов или пассажиров между двумя пунктами одной страны).
Объем каботажных перевозок за январь-август этого года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 62% и составил почти 2,3 млн т. Основные грузы прибывают из портов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
«Если посмотреть на долю каботажных грузов, то сейчас ожидаемый прогноз на этот год около 3,3 млн т, он сопоставим с долей экспорта и импорта. Доля экспорта и импорта фактически просела в 2 раза», — подчеркнул Мошков.
Льготы удерживают грузооборот
Уберечь грузооборот порта от еще большего падения помогают льготы. Напомним, после введения санкций в сентябре прошлого года правительство РФ выделило Росморречфлоту 1,377 млрд руб. до конца года для субсидирования морских перевозок в Калининградскую область и из нее. В этом году объем субсидий из федерального бюджета увеличили до 3,8 млрд руб. Получить эти деньги могут российские организации, перевозящие грузы морскими линиями на собственных или привлеченных судах.
В этом году грузоперевозки через калининградский порт по льготным ставкам осуществляют «Росморпорт», «Совфрахт», «Алгоритм групп» и «Пеленг». Всего на перевозках работают 12 операторов с общим количеством флота 24 единицы.
Как рассказал Мошков, наибольшим спросом пользуются льготы на контейнерные перевозки. «Стоимость перевозки контейнеров после введения санкций стала существенно выше. Мы также видим запрос на генеральные грузы», — уточнил он.
Прогноз на восстановление
«Росморпорт» пока не готов прогнозировать сроки восстановления показателей калининградского порта до уровня 2021 г. В ведомстве лишь отмечают, что прежнюю структуру грузооборота «вряд ли можно восстановить».
Перспективы роста грузооборота в первую очередь связаны с наращиванием каботажных перевозок. Так, наибольший прирост во внутреннем грузообороте показала перевалка контейнеров. За январь-август этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого она выросла в 15 раз, до 330 900 т.
«Это говорит о том, что одним из решений увеличения провозной емкости порта стала контейнеризация грузов, которые ранее следовали автомобильным транспортом», — уточнил Мошков.
Также «Росморпорт» фиксирует рост импорта. Он начал восстанавливаться за счет сотрудничества калининградского автомобильного завода «Автотор» с китайскими автопроизводителями.
Местных грузов не хватит
Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты отмечают, что каботажные перевозки сейчас постепенно заменяют выпавший экспорт и импорт, но этого объема недостаточно, чтобы нарастить недостающие почти 20% грузооборота.
Доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев напоминает, что раньше порт Калининград играл транзитную роль для дальнейшего экспорта продукции в Европу. Он переваливал уголь, металлы, пеллеты и другие товары, которые попали под западные санкции. Кроме того, под европейские ограничения в 2022 г. попала и Белоруссия, которая также направляла свои грузы через Калининград в Европу.
Нарастить выпавший грузооборот помогут новые контейнерные линии, считает генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Он добавил, что для решения этой задачи необходимо увеличивать паромное сообщение с портами Ленобласти и Петербурга.
Если в начале 2022 г. между Усть-Лугой и Балтийском (Калининградская область) ходили два парома, то теперь грузоперевозки между портами западного региона, Петербурга и Ленобласти обеспечивают 19 судов, четыре из которых – железнодорожные паромы, 14 сухогрузов и один нефтеналивной танкер, сообщали ранее «Ведомостям» в пресс-службе правительства Калининградской области. В ближайшее время регион может получить еще два парома, один из них – «Александр Деев» уже построен на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Правительство Сахалинской области, для которого строилось судно, отказалось его принимать в эксплуатацию. Власти Калининградской области попросили федеральный центр передать им этот паром и еще один этой серии – «Василий Ощепков», который достраивается на АСЗ.
«Ужесточение санкционного давления неизбежно потребует усиления перевозок. В этом плане речь будет идти о развитии контейнерных линий. Перспективы достаточно благоприятны, так как регион обладает стратегическим статусом и получает федеральные субсидии для развития морских перевозок», — уверен Бурмистров.