Поток иностранных туристов в Петербург за январь-сентябрь вырос почти на 40%

Но их доля составила всего 5% от всех прибывших в город гостей
Из общего количества иностранных гостей 57% пришлось на граждан ближнего зарубежья и 43% – на туристов из дальних стран /freepik

За девять месяцев 2023 г. в Петербург приехали 384 000 туристов из-за рубежа. По сравнению с тем же периодом прошлого года иностранный турпоток вырос на 39%, следует из предварительных данных аналитического отчета «Турбарометр Санкт-Петербурга», которые озвучил председатель комитета по развитию туризма Сергей Корнеев на пресс-конференции в Интерфаксе. Тем не менее в структуре общего количества туристов, посетивших Северную столицу в январе-сентябре в этом году, на иностранцев пришлось всего 5%. Для сравнения: в 2019 г. в город приехало 4,9 млн гостей из зарубежных государств, то есть почти половина от общего турпотока.

Как рассказал Корнеев, в этом году из общего количества иностранных гостей 57% (218 000 человек) пришлось на граждан ближнего зарубежья и 43% – на туристов из дальних стран (166 000 человек). Последние, как правило, формируют более высокий средний чек поездки. Напомним, что по данным прошлогоднего отчета «Турбарометра», гости из дальних стран в среднем тратили на путешествие в Петербург порядка 113 000 руб., в то время как граждане ближнего зарубежья всего 64 000 руб.

На каких туристов рассчитывает Петербург

В профильном комитете рассчитывают на постепенное увеличение зарубежного турпотока, продвигая туристические возможности Петербурга в обоих сегментах. В отношении стран ближнего зарубежья Корнеев отметил, что в текущем году «ощутимо» выросло количество гостей из Белоруссии. В целом важным фактором для привлечения гостей из стран СНГ стало то, что Петербург был объявлен культурной столицей Содружества Независимых Государств 2023 г.

«Мы используем этот повод для того, чтобы адресно работать с партнерами из стран СНГ. Старшее поколение гостей из этих стран еще помнит Ленинград, но Петербург дает и новое предложение для современных молодых туристов, в том числе семейных», – пояснил он. Гостей привлекают объекты «Новой туристской географии», которая включает современные общественные пространства, промышленный, гастрономический туризм. «Туроператоры говорят, что открыли для себя туристские рынки Азербайджана, Армении, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии. Это платежеспособные жители крупных городов», – добавил он.

Что касается гостей из дальнего зарубежья, то, как отмечают в профильном комитете, в этом году растет количество туристов из Китая, Ирана. Напомним, что с 1 августа в России заработал безвизовый режим для группового туризма из этих стран. Ранее издание «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на профильный комитет сообщало, что в 2024 г. турпоток из Китая в Петербург прогнозируется на уровне 10-30% от показателей 2019 г., то есть от 95 100 до 285 300 человек, но на полное восстановление понадобится три-четыре года. Иран также входит в число перспективных туристических рынков для Петербурга.

Вместе с тем с 1 августа был запущен механизм электронных виз, распространяющийся на более чем 50 государств, включая Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Индию. По словам Корнеева, за два месяца действия этого механизма электронную визу оформили около 70 000 иностранцев, порядка 70% из них, то есть 49 000 человек посещали Петербург. Учитывая упрощение механизмов въезда, власти рассчитывают со временем нарастить турпоток и из этих стран дальнего зарубежья.

Курс на Восток

Опрошенные изданием эксперты выразили мнение, что несмотря на постепенное восстановление турпотока, основную долю которого сейчас составляют российские гости, Петербург остро нуждается в иностранцах. По мнению генерального директора компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктории Шамликашвили, Петербургу необходимо постепенно выходить на традиционную для города структуру турпотока, когда на иностранных гостей приходится порядка 40-50%.

«Это важно с точки зрения равномерной загрузки отелей и среднего чека. Российский турист тратит в два-три раза меньше, чем платежеспособный европейский гость, который был традиционным для Петербурга до пандемии. Такие туристы жили в более дорогих отелях и чаще пользовались индивидуальными услугами. Но вопрос состоит в том, кто может их заместить, очевидно, что городу нужно привлекать платежеспособных гостей», – отметила Шамликашвили.

Директор «Петербургского магазина путешествий» Анна Твердохлебова отмечает, что в этом году действительно растет количество гостей из стран СНГ, в основном из Белоруссии. Но по ее словам, эти туристы в меньшей степени пользуются услугами местных туроператоров, что снижает чек поездки. «Они бронируют отели напрямую, зачастую приезжают на своих автобусах. Из локальных услуг такие туристы в основном выбирают только услуги гидов», – пояснила она.

Эксперты полагают, что для увеличения чека и загрузки более дорогих отелей город может частично рассчитывать на Индию и страны Персидского залива. «Если говорить о восточных странах, то мы замечаем прирост числа туристов из ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирана. В конце октября авиакомпания Etihad Airways запускает прямой рейс Санкт-Петербург–Абу-Даби». Это дает понять, что для Среднего Востока направление становится привлекательным с точки зрения туризма», – говорит руководитель Международного центра предпринимательства Санкт-Петербурга Кирилл Радченко.

Шамликашвили также отмечает, что гости из восточных стран стали проявлять больший интерес к Петербургу. «Частично в восстановлении зарубежного турпотока можно делать ставку на гостей из Ирана, поскольку государство находится в специфическом положении из-за санкций. Однако в целом высокообеспеченные гости из стран Персидского залива (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ) склонны ездить в страны, которые могут предложить люксовый шопинг, кроме того, в силу культурных особенностей у них есть определенные предпочтения в плане досуга и питания», – отметила она. Шамликашвили полагает, что с учетом всех факторов Петербург не может в ближайшей перспективе привлечь такое количество туристов из стран Персидского залива, которое существенно увеличило бы иностранный турпоток.