Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в январе-сентябре вырос на 20,6%
Перевалка грузов все еще отстает от уровня 2021 г., но разрыв постепенно сокращаетсяГрузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в январе-сентябре 2023 г. составил 35,5 млн т. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 20,6%. Такие данные опубликовала Ассоциация морских торговых портов (АСОП).
Напомним, впервые с введения санкций в 2022 г. порт вернулся к росту грузооборота только по итогам I полугодия текущего года. Если за I полугодие петербургский порт сократил отставание от аналогичного уровня 2021 г. до 26,8%, то по итогам 9 месяцев разрыв к аналогичному уровню 2021 г. уменьшился до 23,6%.
Эффект низкой базы
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что рост грузооборота в БПСПб относительно прошлого года связан с эффектом низкой базы. В 2022 г. в отношении России ввели санкции, которые резко ограничили торговые отношения с Евросоюзом, США и другими государствами, это сказалось и на грузообороте порта, в том числе в Балтийском бассейне. Так, по итогам 9 месяцев 2022 г. грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга составил 29,4 млн т, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. он сократился на 36,7%.
Но помимо эффекта «низкой базы» на положительную динамику текущего года и постепенное снижение отставания от грузооборота двухлетней давности повлияло и развитие новых контейнерных линий и торгового флота, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «После провала в 2022 г. мы видим, что появляются суда российских собственников, прямые контейнерные рейсы из Китая и других стран», — рассказал эксперт.
Так, российские компании начали устанавливать прямое контейнерное сообщение с Китаем, Индией, новыми странами Азии, Африки и Латинской Америки. Например, Global Ports 30 августа объявил о запуске регулярного контейнерного сервиса с китайской Hub Shipping. Компания из Поднебесной осуществляет еженедельные перевозки из Санкт-Петербурга, в ротацию также включены порты Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, всего задействовано 9 контейнеровозов.
Другая компания – Fesco – заказала у Китая шесть современных контейнеровозов для обеспечения сообщения между БПСПб и портами Китая. В Санкт-Петербург первое судно прибыло из Поднебесной 25 сентября. В планах у компании также проект создания транспортно-логистического центра (ТЛЦ) для развития контейнерного сообщения с Латинской Америкой, сообщал ТАСС. Два ТЛЦ уже действуют в Восточной Африке и Египте.
Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев прогнозирует, что восстановление грузооборота в Большом порту Санкт-Петербурга продолжится до конца этого года. По его оценке, общий объем перевалки грузов в 2023 г. превысит уровень 2022 г. на 25%. «Но [в этом году] БПСПб не достигнет результатов 2021 г. При сохраняющихся темпах прироста полного восстановления грузооборота следует ожидать к концу 2024 г. либо к началу 2025 г.», — считает эксперт.
В Ленобласти растет только один порт
В Ленинградской области грузооборот в январе-сентябре вырос только в одном порту – в Приморске. С января по сентябрь перевалка грузов составила 47,5 млн т и увеличилась по сравнению с 9 месяцами 2022 г. на 8,1%.
Грузооборот крупнейшего порта области – Усть-Луги, – по данным АСОП, сократился за 9 месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. на 2,2% до 87,6 млн т. Тенденция на сокращение перевалки грузов началась в августе этого года впервые с 2021 г. (падение составило 2,1%).
По данным Бурмистрова, падение может быть номинальным, а не фактическим, и связано с тем, что стивидорные компании не публикуют реальную статистику по грузообороту. В частности, он отметил, что не раскрывает статистику «Усть-Луга Ойл». Компания занимается перегрузкой нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры в Балтийском море.
В целом же экспорт нефти и нефтепродуктов в России в сентябре вырос на 460 000 баррелей в сутки, сообщало Международное энергетическое агентство. В то же время по данным АСОП, погрузка наливных грузов в портах Балтийского бассейна сократилась на 7,9% к аналогичному уровню 2022 г. – до 102,9 млн т.
Третий порт Ленобласти – Высоцк, несмотря на запуск в сентябре зернового терминала, также продолжает терять грузы. По итогам 9 месяцев этого года грузооборот сократился на 16,5% до 9,9 млн т.
Положительную динамику в грузообороте порта Высоцк можно будет наблюдать только во второй половине 2024 г., считает Дмитриев. «Видимый эффект в росте грузооборота порта Высоцк будет наблюдаться во второй половине 2024 г., когда запущенный осенью зерновой терминал выйдет на проектную мощность 4 млн т в год», — рассказал эксперт.