Оборот розничной торговли в Ленобласти по итогам 2023 г. может вырасти на 15%

Но в реальных ценах это лишь восстановление продаж к уровню 2021 г., говорят эксперты
В текущем году розничные продажи товаров и продуктов питания в регионе составят порядка 700 млрд руб. /freepik

Власти Ленобласти прогнозируют, что в 2023 г. розничные продажи товаров и продуктов питания в регионе составят порядка 700 млрд руб. Это на 15% больше показателя 2022 г., когда оборот розничной торговли составил 610 млрд руб. Об этом рассказал губернатор региона Александр Дрозденко на V Форуме потребительского рынка Ленинградской области 20 октября. «В прошлом году наш потребительский рынок превысил 600 млрд руб. В этом году мы рассчитываем достигнуть 700 млрд руб. Для нас также важно, чтобы росла покупательская способность граждан», – добавил Дрозденко.

Восстановлению динамики продаж в 2023 г. предшествовало падение в 2022 г. Напомним, что в прошлом году, по данным Петростата, оборот розничной торговли в Ленобласти снизился на 5% к уровню 2021 г. Больше всего упали продажи непродовольственных товаров – на 13%. До этого продажи, наоборот, росли. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. оборот всей розницы в регионе вырос на 11%.

Как отметил Дрозденко, в 2022 г. рынок испытал шок, который повлиял на снижение показателей. «Сложности, связанные с торговлей, были. С российского рынка ушла IKEA. Насколько это решение было правильным, покажет время – компании будет трудно вернуться в Россию. Сейчас на наш мебельный рынок рассчитывают зайти производители из Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, а также стран Дальней Азии (Индия, Китай). Ниша постепенно заполнится. Потребительского вакуума не будет», – добавил он.

Относительно прогнозов по росту оборота розничной торговли Дрозденко отметил, что в области появляются новые магазины крупных сетей, в которых можно купить продукты, бытовые товары. «С другой стороны, власти рассчитывают и на рост оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, которые помогают организовывать торговлю в небольших поселках и деревнях Ленобласти», – добавил он.

По последним данным Петростата, за январь-август оборот розничной торговли в Ленобласти составил 442,4 млрд руб. Это лишь на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период продажи продуктов питания увеличились на 5%. При этом рост непродовольственной розницы пока не превысил 1%. Тем не менее эксперты полагают, что заявленные властями региона показатели являются достижимыми. Председатель комитета по торговле Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловая Россия» Дмитрий Чтецов отметил, что в октябре-декабре на рынке традиционно наблюдается увеличение продаж, поэтому у региона еще есть возможность существенно нарастить объем розницы.

С другой стороны, увеличение оборота торговли, скорее, стоит рассматривать как восстановление продаж к уровню 2021 г. в реальных ценах, а не рост потребительского спроса. Чтецов добавил, что в прошлом году импортные товары уходили с рынка. Затем ассортимент непродовольственной розницы (автомобили, бытовая техника) начал восстанавливаться, в том числе за счет параллельного импорта. При этом цены на товары также выросли, что внесло свой вклад в восстановление оборота розницы в финансовом выражении. По данным Центробанка, годовая инфляция в Ленобласти в августе составила 5,4%. Генеральный директор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров выразил мнение, что с поправкой на инфляцию заявленные показатели продаж будут достигнуты. «Кроме того, мы видим, что в августе-сентябре значительно выросли объемы потребительского кредитования, что также говорит о спросе на непродовольственные товары», – резюмировал он.

Доцент Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алекс Краснов полагает, что на прогнозируемое увеличение оборота в большей степени влияет расширение в регионе крупных торговых сетей. «Сети стали больше ориентироваться на область, поскольку рынок Петербурга перенасыщен. Соответственно, компании ищут новые возможности. С другой стороны, жители Петербурга стали чаще переезжать за город, в том числе за счет ввода нового жилья в области. Этот фактор тоже влияет на спрос», – добавил он.