Власти Ленобласти заложили в бюджет на 2024-2026 гг. падение налога на прибыль
Выпадающие доходы частично возместят рост поступлений от НДФЛ и налога на имуществоВ бюджете Ленинградской области на 2024-2026 гг. запланировано ежегодное сокращение доходов от налога на прибыль (НП). Так, согласно проекту закона о бюджете в 2024 г. поступление НП ожидается на уровне 98,5 млрд руб., в 2025 г. – 95,82 млрд руб., а в 2026 г. – всего 86,42 млрд руб. Такие данные привел 24 октября в своем докладе председатель областного комитета финансов Роман Марков в рамках «нулевых» чтений закона о бюджете на 2024-2026 гг. в Законодательном собрании области.
По его словам, в 2024 г. снижение поступлений от НП по сравнению с 2024 г. ожидается на уровне 3,2%. Согласно данным на сайте «Открытого бюджета» Ленобласти, в этом году поступления НП в областную казну уже превысили 100,2 млрд руб. (при плановых показателях в 69,07 млрд руб.).
Сокращение налога на прибыль Марков связал с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Напомним, что в связи с окончанием срока действия договора о создании КГН с 1 января 2023 г. организации – бывшие участники КГН – стали самостоятельными плательщиками налога. Федеральные власти ввели трехлетний переходный период, который предусматривает в 2023 г. перечисление 80% поступлений налога на прибыль организаций от бывших участников КГН в бюджеты субъектов РФ по установленным нормативам, в 2024 г. — 60%, в 2025 г. — уже 40%, а в 2026 г. таких перечислений больше не будет. Для Ленинградской области указанный норматив установлен на 2023-2025 гг. в размере 3,1498%.
«Традиционно большую часть доходных источников занимает налог на прибыль организаций – 49,3%, это 98,5 млрд руб., мы его планируем со снижением на 3,2%, потому что в 2024 г. компенсация выпадающих доходов по КГН будет не 80%, а 60%. Мы предполагаем, что компенсация будет ниже, чем в 2023 г.», — прокомментировал Марков.
По словам чиновника, выпадающие доходы от НП в регионе рассчитывают компенсировать ростом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на имущество организаций. Суммарно они составят 40,3% поступлений в бюджет в 2024 г.
По предварительной оценке, поступления от НДФЛ в 2024 г. вырастут на 10,8% и составят 47,7 млрд руб., в 2025 г. – 50,29 млрд руб., а в 2026 г. – 54,03 млрд руб. «По НДФЛ предполагаемый рост будет связан с опережающим ростом заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, ростом минимальных заработных плат», — добавил Марков.
Налог на имущество организаций в 2024 г. вырастет на 10,1% к уровню 2023 г. и достигнет 32,8 млрд руб. Ожидается, что в 2025 г. поступления увеличатся до 33,16 млрд руб., а в 2025 г. – до 33,49 млрд руб. Марков уточнил, что рост поступлений обеспечит строительство в регионе новых промышленных объектов.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты тоже считают, что снижение поступлений от НП частично могут быть компенсированы ростом доходов от НДФЛ и налога на имущество. Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования компании «Финам» Дмитрий Марков отмечает, что уровень заработных плат в Ленобласти продолжает расти, вместе с этим происходит индексация минимального размера оплаты труда (МРОТ), что позволяет увеличить налоговые поступления. Так, власти региона заложили в бюджет на 2024 г. рост средних зарплат на 9% – до 65 450 руб. С 1 января 2024 г. МРОТ будет увеличен на 18,5% до 20 125 руб. «Можно компенсировать частично НП за счет НДФЛ и других видов налогов. Все-таки доходы населения растут. Например, происходит индексация МРОТ, растут зарплаты, а также ведется переоценка кадастровой стоимости имущества», — рассказал аналитик.
При этом власти региона вряд ли будут отменять существующие налоговые преференции, чтобы быстрее наполнить казну, считает доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин. Он напомнил, что сейчас Ленобласть, напротив, использует снижение ставки по налогу на прибыль организаций в качестве инструмента для привлечения инвесторов. Например, в особой экономической зоне «Усть-Луга» установлена пониженная ставка на НП в течение 49 лет. Компании будут платить первые пять лет с момента получения прибыли налоги в бюджет только в размере 5%, с 6 по 10 год – 11%, и только с 11-го года – 13,5%. Напомним, что сейчас в ОЭЗ проекты реализуют «Русхимальянс» и «Балтийский химический комплекс» с общим объемом инвестиций в 1 трлн руб.
«Сохранение преференций будет зависеть от ситуации с доходами бюджета, если они резко сократятся, то их смогут пересмотреть. Если за счет поступлений НДФЛ и других статей налогов будет достаточно, чтобы перекрыть выпадающие поступления, то ничего менять не будут», — уверен Капусткин.
Марков добавляет, что в перспективе для пополнения казны власти Ленобласти могут рассмотреть возможности введения новых сборов по примеру Санкт-Петербурга. «Ленобласть может рассмотреть возможность ввода новых налогов. Например, соседний Петербург вводит платные парковки, туристический сбор, устанавливает платные проезды по некоторым участкам дорог. Конечно, они не позволяют собрать много средств, но все же наполняют бюджет», — резюмировал эксперт.