Бюджет Ленобласти в 2024 г. недополучит из федерального центра 1,1 млрд руб.

В результате сокращения федерального финансирования власти перенесли часть расходов на строительство обхода Мурино
Доходы области в 2024 г. должны составить 215,7 млрд руб., расходы – 222,6 млрд руб., дефицит – 6,9 млрд руб. /Правительство Ленинградской области

Федеральный центр в 2024 г. сократил безвозмездные перечисления в бюджет Ленинградской области на 1,1 млрд руб. Об этом 4 декабря на заседании заксобрания региона, на котором законопроект об областном бюджете был принят в итоговом чтении, рассказал председатель местного комитета по финансам Роман Марков.

Согласно принятому документу, безвозмездные поступления в казну Ленобласти в 2024 г. снизятся по сравнению с первоначальной версией законопроекта с 16,8 млрд руб. до 15,7 млрд руб. По сравнению с изначальными прогнозами Ленобласть недополучит 800 млн руб. в виде субсидий, еще 100 млн руб. – субвенций и 200 млн руб. – иных межбюджетных трансфертов.

В результате 4 ноября заксобрание Ленобласти утвердило бюджет региона сразу во втором и третьем, окончательном чтении, со снижением доходов и расходов относительно первоначальной версии документа на 1,1 млрд руб. Так, доходы области в 2024 г. должны составить 215,7 млрд руб., расходы – 222,6 млрд руб., дефицит – 6,9 млрд руб. В 2025 г. доходы могут составить 218,7 млрд руб., расходы – 220,1 млрд руб., дефицит – 1,4 млрд руб. Параметры бюджета на 2026 г.: доходы 213,8 млрд руб., расходы 214,6 млрд руб. и дефицит 800 млн руб. В 2025 г. регион, как и в 2024 г., ждет в виде безвозмездных перечислений из федерального бюджета 15,7 млрд руб., а в 2026 г. сумма может вырасти на 200 млн руб. – до 15,9 млрд.

«Конечно, по ходу исполнения бюджета мы можем рассчитывать на другие поступления из федерального бюджета, но мы увидим только по ходу исполнения бюджета в 2024 г. и планируемого прогнозного периода», — отметил председатель комитета по финансам.

В результате сокращения федерального финансирования в следующем году Ленобласти пришлось перенести на 2025 г. часть расходов на реализацию крупного дорожного проекта – продолжения Пискаревского проспекта (обхода города Мурино), уточнил Марков. Строительство обхода на 2022 г. оценивалось в 7,7 млрд руб. На его реализацию Правительство РФ в октябре 2021 г. одобрило Ленобласти заявку на инфраструктурный заем под 3% годовых на 15 лет. В бюджете Ленобласти на строительство этой дороги заложили 796 млн руб., еще 2,2 млрд руб. – прямая субсидия из федерального центра. В пресс-службе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области «Ведомостям» уточнили, что перенос федерального финансирования не отразится на реализации проекта, так как кроме прямых субсидий на него используются средства инфраструктурного кредита: будет выделено 2,4 млрд руб. в 2024 г. и 1,2 млрд руб. – в 2025 г.

Стоит отметить, что потери Ленобласти могли быть еще больше. Изначально в информационно-аналитических материалах Счетной палаты к парламентским слушаниям о параметрах проекта федерального бюджета на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг., отмечалось, что общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на 2024 г. был определен в размере 3,197 трлн руб., что на 652,4 млрд руб. или на 16,9%  меньше показателя сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2023 г. Но в ноябре Минфин внес поправки, увеличив сумму, в итоге в уже принятом законе «О федеральном бюджете» размер бюджетных ассигнований субъектам РФ был увеличен и заложен на уровне 3,324 трлн руб.

Тенденция на перераспределение расходов в разных статьях бюджета – закономерная и вынужденная мера федерального центра, говорит доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин. «Федеральный центр вынужден экономить на многих статьях в условиях, в которых находится страна. Здесь не сильно удивляет, что бюджет пытаются диверсифицировать и снизить расходы по разным статьям, которые не затрагивают стратегические вопросы», — прокомментировал эксперт.

В то же время президент НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек считает, что снижение прямого федерального финансирования, в частности, Ленинградской области, это скорее техническое перераспределение средств. Сокращаются субвенции, но у регионов появляются другие инструменты финансирования – например, инфраструктурные кредиты. «Для регионов есть новые условия финансирования – инфраструктурные кредиты под очень низкий процент. Можно предположить, что финансирование инфраструктурных проектов в регионе будет происходить с помощью таких механизмов», – сказал он, добавив, что речи о полном отказе от федерального финансирования региональных проектов не идет.