Октябрьская железная дорога нарастила перевозки по коридору «Север-Юг»

В январе-ноябре грузооборот вырос на 21%, по итогам года он может достичь 90 000 т
В целом по итогам года грузооборот по маршруту «Север-Юг» ожидается на уровне 18 млн т /Freepik

Грузооборот на отрезке Октябрьской железной дороги в международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг» за январь-ноябрь вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%. Общий объем перевозок на участке ОЖД по этому маршруту достиг 72 800 т, при этом по итогам года он может составить около 90 000 т, рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» начальник службы корпоративных коммуникаций ОЖД Егор Величко.

Он уточнил, что в перевозках по маршруту «Север-Юг» на ОЖД в этом году участвовали 43 грузоотправителя (в 2022 г. их было 40). Среди основных компаний – «Кондопожский ЦБК», АО «Сегежский ЦБК», ООО «Сетново», ООО «Рейл Про», АО «Боровический комбинат огнеупоров», АО «Кнауф Петроборд» (все компании работают на территории Северо-Западного федерального округа).

Куда ведет МТК «Север-Юг»

МТК «Север-Юг» – мультмодальный маршрут протяженностью более 7000 км, который связывает Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. В южной части России МТК разделяется на три маршрута следования. Западная ветка коридора – прямое железнодорожное сообщение через ЖДПП (Россия) – Ялама (Азербайджан) с выходом на ж/д сеть Ирана. Транскаспийский маршрут предусматривает перевозку грузов по Каспийскому морю через Астрахань и порт Оля (Россия) до иранских портов Энзали, Амирабад, Ноушехр и др. Восточная ветвь – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на Иран. Срок доставки грузов до Ирана варьируется от 12 до 20 суток, до Индии – от 23 суток.

«Основной группой грузов, предъявляемой к перевозке по МТК, является бумажная продукция, лесные грузы, огнеупоры и промышленные товары», — уточнил Величко.

Стоит отметить, что по итогам года грузооборот по маршруту «Север-Юг» в целом ожидается на уровне 18 млн т, говорил 15 ноября 2023 г. первый вице-премьер Андрей Белоусов на пленарном заседании форума «Транспортная неделя». По данным РЖД, в 2022 г. грузооборот по МТК составил 14,5 млн т. Таким образом, за год он может вырасти примерно на четверть. Минтранс оценивает перспективу увеличения грузооборота по этому коридору к 2030 г. до 41 млн т.

Между тем опрошенные «Ведомостями» грузоотправители отмечают, что пока для них МТК «Север-Юг» не является основным маршрутом для доставки грузов на Ближний Восток и в другие страны Азии. Сейчас бизнесу выгоднее использовать более развитое морское сообщение через порты Балтийского и Черноморского бассейнов.

В пресс-службе ГК «Карелия палп» (в структуру компании входит «Кондопожский ЦБК») сообщили, что перевозки по ОЖД в рамках МТК позволяют диверсифицировать логистические маршруты, но коридор является лишь дополнением к традиционным морским маршрутам через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска, которыми пользуется компания для отправки грузов.

При этом в компании уточнили, что стоимость перевозки по МТК в сравнении с морским сообщением через Новороссийск остается выше. В то же время перевозки по МТК дешевле, чем использование маршрута через порты Санкт-Петербурга и Ленобласти. Точный размер затрат на грузоперевозки в компании не раскрыли.

Представитель другой компании лесопромышленного комплекса, которая использует МТК, на условиях анонимности рассказал, что грузоотправители минимально используют маршрут «Север-Юг» из-за дороговизны перевозок, даже с учетом предлагаемых льгот на тарифы. Так, по его данным, стоимость доставки по МТК в страны Ближнего Востока и Индию одного 40-футового контейнера на 1000$ превышает цену его отправки морским путем.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты тоже говорят, что льготные тарифы пока не сделали МТК для грузоотправителей более доступным. Напомним, что льготная ставка на тарифы действует на восточной ветке МТК. С 2023 г. РЖД ввели скидку в 20% на экспортно-импортные контейнерные перевозки через российско-казахстанские погранпереходы. На железных дорогах Казахстана, Туркменистана и Ирана также действуют специальные тарифы: 0,15$/TEU-км (при массе брутто контейнера до 24 т); 0,18$/TEU-км (при массе брутто контейнера свыше 24 т); 0,24$/TEU-км.

Кроме разницы в стоимости доставки грузов, объем их перевалки по ОЖД сдерживает недостаточно развития инфраструктура в южных российских регионах, а также в странах, через которые проходят маршруты. По мнению заведующего кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александра Дмитриева, возросшее количество грузоотправителей уже привело к насыщению мощностей. Для решения этой проблемы необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру на территории Ирана, считает он.

Речь идет о недостающем участке железной дороги Решт – Астара протяженностью 162 км. По данным издания «Коммерсантъ», Россия в мае 2023 г. сообщила о выделении госкредита Ирану в объеме 1,3 млрд евро из необходимых 1,6 млрд евро для строительства этого участка железной дороги. Достраиваемый участок планировали ввести в эксплуатацию к 2025 году.

Однако МТК «Север-Юг» все равно придется конкурировать за грузы в Иран и Индию с традиционными морскими перевозками через порты Балтийского и Черноморского бассейнов, считает эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко. «Например, в Большом порту Санкт-Петербурга появилось много контейнерных линий со странами Ближнего Востока и Азией. Теперь нет проблем обогнуть Европу и доставить товары сразу в пункт назначения, а ставка фрахта будет дешевле, чем по МТК», — резюмировал эксперт.