ОЖД в 2023 г. не смогла восстановить погрузку к досанкционным показателям
В 2024 г. эксперты прогнозируют рост погрузки за счет увеличения экспорта и расширения сотрудничества с КитаемПогрузка на Октябрьской железной дороге в 2023 г. выросла по сравнению с 2022 г. на 0,7% и составила 101,9 млн т, сообщила пресс-служба компании. Несмотря на прирост, объем грузоперевозок не восстановился к уровню 2021 г. Тогда ОЖД погрузила 104 млн т.
Напомним, в 2022 г. на фоне введения антироссийских санкций погрузка на ОЖД уменьшилась по сравнению с 2021 г. на 2,6%. Часть номенклатуры была переориентирована на внутренний рынок, другая часть грузов была перенаправлена в сторону «дружественных» стран, но часть грузопотока все же была потеряна, объясняли эксперты.
На полигоне ОЖД в 2023 г. более 70% всей погрузки пришлось на три номенклатуры: строительные грузы – 25,4 млн т (соответствует уровню 2022 г.), химические и минеральные удобрения – 23,6 млн т (падение на 4,8% к 2022 г.), железная и марганцевая руда – 23 млн т (прирост на 1,3% к показателю 2022 г.). Самый большой прирост показали перевозки зерна – на 21,1% до 124 600 т, и цемента – на 11,2% до 1 млн т. Наиболее заметное снижение отмечено в погрузке черных металлов – на 7,5% до 661 600 т, и цветной руды и серного сырья – на 6,8% до 247 300 т.
Эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко отмечает, что в прошлом году строительные компании участвовали в реализации крупных инфраструктурных проектов, в частности, в прокладке магистрали М-12. Для перевозки стройматериалов использовали в том числе мощности железной дороги. В прошлом году основные этапы строительства закончились, поэтому эксперт не ждет роста грузопотока по этой номенклатуре в 2024 г. По его оценке, в этом году грузооборот в данном сегменте в лучшем случае сохранится на уровне 2023 г. Обеспечить сохранение грузопотока помогут новые инфраструктурные проекты, в частности, развитие портовой инфраструктуры Архангельска и других арктических регионов, уточнил он.
Что касается удобрений, то их производители на Северо-Западе согласились в прошлом году перевозить грузы не только в специальных вагонах, но и в контейнерах, подчеркнул Никифоренко. «Однако падение связано с переориентацией поставок на новые рынки сбыта, в частности, экспортом с помощью азиатских морских линий», — рассказал эксперт.
Несмотря на санкционные ограничения, на ОЖД зафиксирован рост погрузки нефти и нефтепродуктов на 5,8%, всего было перевезено 10,8 млн т. Заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев объяснил, что спрос на российскую нефть и нефтепродукты остается высоким как на внутреннем рынке, так и на внешнем. «ОЖД активно участвует в перевозке нефтепродуктов для последующей отгрузки через порты Северо-Запада (Приморск, Усть-Луга, Мурманск), в частности, в рамках поставок по Северному морскому пути», — уточнил эксперт.
Никифоренко добавил, что драйвером роста поставок нефти и нефтепродуктов на ОЖД стало ООО «Производственное объединение «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ, входит в «Сургутнефтегаз»). По его данным, предприятие нарастило экспорт своей продукции через порты Северо-Запада.
При этом на полигоне ОЖД в 2023 г. постепенно восстанавливается погрузка лесных грузов. По итогам прошлого года отставание от 2022 г. составило 6,7%, а объем отгрузки – 2,3 млн т. Напомним, в 2022 г. ОЖД потеряла более 44% лесных грузов после введения запрета на экспорт из России древесины, сырья для производства бумаги и фанеры в недружественные страны, включая США и государства Евросоюза. В ответ ЕС в апреле 2022 г. ввел запрет на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России, а также экспорт в РФ оборудования для лесопромышленного комплекса.
Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение отставания погрузки леса от уровня 2021 г. Дмитриев уточнил, что в 2024 г. росту будут способствовать субсидии на перевозку древесины через порты Северо-Запада в Азию. Напомним, Правительство РФ в июле 2023 г. ввело субсидирование перевозок продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) на экспорт через северо-западные порты. По данным «Ведомостей», размер субсидии для предприятий ЛПК составляет не более 80% затрат на логистику и не более 50% от стоимости вывезенной на экспорт продукции.
«Однако на данный момент производители ЛПК полностью не заместили европейские поставки на другие рынки, поэтому можно будет ожидать прироста за счет спотовых отгрузок», — отметил Никифоренко.
В пресс-службе ОЖД не раскрывают общие планы по погрузке на 2024 г. По данным газеты «Коммерсантъ», АО «РЖД» ожидает роста погрузки в 2024 г. до 1,265 млрд т, что на 2,7% выше фактического результата 2023 г. Стоит отметить, что в целом на РЖД в 2023 г. по сравнению с 2022 г. погрузка снизилась на 0,2% и оказалась ниже плановой на 0,9%.
Дмитриев прогнозирует небольшой рост погрузки в 2024 г. и на ОЖД. Он уточнил, что драйверами роста станут строительные грузы, нефть и нефтепродукты, а также перевозки угля и зерна. Последние выросли в 2023 г. на 21,1% до 124 600 т. «К факторам роста погрузки в границах ОЖД можно отнести строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и других промышленных предприятий в России, ориентированных на экспорт в восточном направлении», — рассказал эксперт.
Среди других факторов роста Дмитриев назвал расширение сотрудничества ОЖД с восточными партнерами. Например, в апреле прошлого года руководство ОЖД, муниципалитет города Цзиньчжоу (КНР) и порт Цзиньчжоу договорились о создании рабочей группы по разработке новых транспортно-логистических решений для обеспечения грузопотоков между Санкт-Петербургом и Китаем.