Санкт-Петербург впервые с 2021 г. сократил уровень госдолга

За год власти города погасили задолженность на 15,25 млрд руб.
Большая часть от нынешнего госдолга образовалась в период пандемии /КГИОП

Власти Санкт-Петербурга в 2023 г. снизили размер государственного долга на 333,4 млн руб., следует из сводной информации об операциях по привлечению и погашению долговых обязательств города. По состоянию на 1 января 2024 г. госдолг составил 88,092 млрд руб. (на 1 января 2023 г. он достигал 88,425 млрд руб.).

Сокращение уровня госдолга произошло впервые за последние три года. Так, если на 1 января 2020 г. долговая нагрузка на бюджет составляла лишь 30,1 млрд руб., то к 1 января 2021 г. она увеличилась до 85,006 млрд руб. За 2021 г. размер госдолга не изменился, а за 2022 г. он вновь вырос и к 1 января 2023 г. достиг 88,425 млрд руб.

В пресс-службе комитета финансов на запрос издания «Ведомости Северо-Запад» уточнили, что в прошлом году были погашены задолженности на 15,25 млрд руб. по двум облигационным займам. Городу осталось выплатить задолженность по ценным бумагам еще на 63,5 млрд руб. Планируется, что город погасит последний из облигационных займов в сентябре 2028 г.

Вместе с этим в 2023 г. власти Санкт-Петербурга привлекли два федеральных займа: инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК) на 14,5 млрд руб. и еще 449 млн руб. в качестве бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансирования капитальных расходов. В результате общее сальдо госдолга уменьшилось на 1 января 2024 г. по сравнению с 1 января 2023 г. на 333,4 млн руб.

Напомним, в прошлом году привлеченные ИБК на 14,5 млрд руб. пошли на финансирование трех проектов: строительство первого этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) – развязка между Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Витебским проспектом; второй проект – обновление парка трамваем; третий – строительство развязки с ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове.

От инфраструктурных кредитов власти отказываться не планируют. В августе 2023 г. в пресс-службе городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры сообщали, что в 2024-2025 гг. общая сумма федерального займа составит более 8,01 млрд руб. Средства пойдут на развитие «коричневой» и «оранжевой» линий метро.

В марте 2023 г. аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин рассказывал, что Санкт-Петербург — единственный субъект в России, который использовал более 63% предоставленных кредитов из федерального бюджета на инвестиционные цели. Остальные регионы направляли такие займы на погашение долговых обязательств и оплату текущих расходов. При этом госдолг Петербурга, по его данным, вырос с 2017 по 2022 гг. в 6,2 раза.

В комитете финансов напомнили, что большая часть от нынешнего госдолга образовалась в период пандемии – в 2020 г. Тогда он вырос на 54,9 млрд руб., так как резко возросли расходы на поддержку бизнеса и жителей Петербурга, а также из-за неопределенности в поступлении доходов в первом полугодии 2020 г.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отметили, что госдолг Петербурга составляет почти 7,5% от планируемых поступлений в бюджет в 2024 г. в 1,179 трлн руб. При такой нагрузке можно дополнительно привлекать недорогие федеральные займы на развитие инфраструктуры города. Напомним, закон о бюджете позволяет нарастить долговую нагрузку до 157,05 млрд руб.

Советник председателя правления Санкт-Петербургской валютной биржи Никита Демидов рассказал, что в нынешних условиях власти города для развития инфраструктуры и поддержки бизнеса могут наращивать госдолг только за счет федеральных займов. «Сейчас невыгодно выходить на рынок облигационных займов с такой ключевой ставкой [16%]. Все ждут стабилизации. Власти практически всех регионов не ведут работы на рынке облигационных займов», — рассказал эксперт.

Кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Вадим Капусткин уточнил, что вопрос дальнейшего заимствования средств будет зависеть от налоговых поступлений в бюджет. «Прогнозирование госдолга зависит от возможности зарабатывать за счет налоговых поступлений. <…> Все зависит от внешних факторов, на которые власти города не могут повлиять», — прокомментировал эксперт.

Напомним, в начале прошлого года Санкт-Петербург столкнулся с проблемами при получении доходов в казну города из-за перехода на единый налоговый платеж, а также снижении на 20% поступлений после ликвидации института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Однако по итогам года фактические доходы превысили плановые почти на 100 млрд руб. и достигли 1,147 трлн руб.