Ленобласть на I этапе транспортной реформы выведет на маршруты 70 новых автобусов
Полностью завершить переход на новую модель работы власти рассчитывают до конца годаРеформа общественного транспорта стартует в Ленинградской области 1 февраля. На первом этапе на маршруты выйдут 70 новых автобусов, тарифы на перевозку на которых будут устанавливать сами перевозчики. Об этом журналистам рассказал председатель регионального комитета по транспорту Михаил Присяжнюк. Полностью завершить переход на новую модель работы общественного транспорта власти рассчитывают до конца этого года.
«1 января 2025 г. все процедуры будут завершены, а на маршруты выйдет новый подвижной состав», – рассказал Присяжнюк. Напомним, что к концу 2024 г. перевозчики при поддержке властей должны будут закупить в общей сложности 450 новых автобусов разного класса, которые будут обслуживать порядка 90 смежных и межрегиональных маршрутов.
По словам Присяжнюка, покупка первых 70 автобусов, которые выйдут на дороге в феврале, обошлась в 1,2 млрд руб. Машины передали трем транспортным компаниям: «Транс-Балт», «Питеравто» и «Автогарант-плюс». Стоимость одной единицы транспорта составила примерно 17 млн руб. Из общей суммы затрат 800 млн руб. выделили власти региона в рамках федерального казначейского кредита, еще 400 млн руб. заплатили перевозчики.
Как уточнили в пресс-службе комитета, в первую закупку вошли 64 автобуса Volgabus и шесть машин производства ООО «КАвЗ». При этом власти региона ведут переговоры с китайским производителем автобусов Yutong. Предполагается, что машины этого производителя могут войти в следующие закупки.
Присяжнюк не назвал актуальную стоимость затрат на проведение реформы в этом году. Напомним, что в сентябре 2023 г. первый заместитель председателя правительства Ленинградской области Роман Марков говорил, что общая стоимость затрат в рамках транспортной реформы в течение 5 лет (с учетом срока контрактации маршрутов) оценивается в 8,35 млрд руб.
Какие еще компании будут осуществлять перевозки пассажиров новым транспортом, станет известно после проведения всех соответствующих конкурсов, которые продлятся до марта. После проведения конкурсов Ленобласть выделит в этом году еще 1,3 млрд руб. в качестве компенсации перевозчикам упущенной выгоды. Как ранее отмечал губернатор Александр Дрозденко, при проведении конкурсов регион будет разыгрывать не только право работы на маршруте, но и денежную компенсацию за амортизацию транспортных средств и расход топлива.
Власти региона выбрали для проведения реформы нетто-контракты. Если брутто-контракт подразумевает оплату за фактически выполненный объем работ, то оплата по нетто-контракту осуществляется без учета объемов перевозки, но плата от пассажиров остается у перевозчика. Как уточнил Присяжнюк, в Ленобласти по опыту Москвы будет создан цифровой двойник маршрутов, а автобусы оснастят датчиками пассажиропотока и системами видеонаблюдения, которые будут осуществлять мониторинг транспортной работы.
Еще один аспект реформы – изменение тарифов. По словам Присяжнюка, их проиндексируют, так как районы области отличаются по стоимости проезда за 1 км. «Районы [Ленобласти] сильно различаются по тарифообразованию за 1 км пробега – от 2,65 руб. до 5 руб. Тарифы нужно приводить к единообразной категории», — рассказал он и добавил, что при повышении тарифов затраты бюджета вырастут на 700 млн руб. в год.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что транспортная реформа может столкнуться с рядом проблем, в частности, в вопросе контроля за перевозчиками, которые могут не выезжать на ряд маршрутов. Транспортный аналитик Владислав Булгаков рассказал, что на данный момент в ряде районов Ленобласти перевозчики отказываются выезжать на рейсы из-за недофинансирования. «Пример – Ломоносовский район, там недовыпуск на маршруты составляет от 50 до 70%. Если не будет бюджетного стимулирования, то никакой контроль не поможет», — прокомментировал он.
Вместе с этим он добавил, что опыт Москвы нельзя будет полностью применить в Ленобласти, так как в столице используют брутто-контракты, то есть оплату за фактически выполненный объем работ. В данном случае региону полезнее было бы использовать опыт контроля тех регионов, где применяют нетто-контракты, например, Архангельской области.
При этом остается проблема поставок автобусов, уточняют эксперты. Булгаков считает, что выход на переговоры с китайским Yutong говорит о перегруженности российских и белорусских заводов из-за госпрограммы по обновлению автобусного парка за счет средств ФНБ. «Китайские компании являются серьезными игроками с точки зрения поставок и могут оказать серьезную конкуренцию российским и белорусским производителям. Но ключевой вопрос – обеспечение сервиса и сервисного контракта, которые гарантируют надежность», — добавляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.