Перевозчики Ленобласти в рамках транспортной реформы закупят 450 новых автобусов

Реформа стартует в регионе с 1 февраля 2024 г.
Общая стоимость транспортной реформы в течение 5 лет оценивается в 8,35 млрд руб. /Администрация Ленинградской области

Перевозчики Ленинградской области при поддержке властей региона закупят в рамках транспортной реформы 450 новых автобусов разного класса, которые будут обслуживать порядка 90 смежных и межрегиональных маршрутов. Об этом председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк рассказал на пресс-конференции ТАСС в среду, 4 октября. Реформа стартует 1 февраля 2024 г.

Ранее на заседании правительства региона первый заместитель председателя правительства Ленинградской области Роман Марков говорил, что общая стоимость транспортной реформы в течение 5 лет оценивается в 8,35 млрд руб. Из них 1,25 млрд руб. выделят уже в 2024 г. на авансирование закупки перевозчиками подвижного состава.

По словам Присяжнюка, обновление автобусного парка будет осуществляться двумя способами. Власти компенсируют перевозчикам 30% от стоимости машины. Кроме того, часть техники будет приобретаться за счет специального казначейского кредита на 800 млн руб. Автобусы, купленные за федеральные средства, выйдут на линию 1 февраля 2024 г., а к 1 января 2025 г. на маршруты должна выйти вся закупленная техника.

В 2024 г. Ленобласть выделит на заключение госконтрактов на перевозку пассажиров и багажа 1,3 млрд руб. В рамках реформы власти региона будут работать с перевозчиками по нетто-контрактам. Если брутто-контракт подразумевает оплату за фактически выполненный объем работ, то оплата по нетто-контракту осуществляется без учета объемов перевозки, но плата от пассажиров остается у перевозчика.

«У перевозчика остается вся плата с пассажира. Субъект же будет компенсировать упущенную выгоду и недополученные доходы от перевозки льготных граждан. Также будет платить за транспортную работу. Три источника дохода сложатся в единую сумму, которая и сформирует максимальную цену контракта», — рассказал Присяжнюк.

Первые новые контракты начнут действовать с февраля 2024 г. А в апреле-мае процедуры по отбору компаний-перевозчиков будут полностью завершены. В оставшееся до 1 января 2025 г. время отобранные компании должны будут закупить подвижной состав.

В новых автобусах пассажиры смогут оплачивать проезд безналичным расчетом, рассказал Присяжнюк. Он уточнил, что компаниям-перевозчикам также предложат установить стационарные валидаторы. При этом пересадочные тарифы в регионе действовать не будут. На межрегиональных маршрутах, например, из Кудрово в Петербург, пассажиры смогут оплачивать проезд «Подорожником». По словам чиновников, также будут рассматриваться другие направления, где можно будет расплатиться таким образом.

При реализации реформы власти региона столкнутся с целым рядом сложностей, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Одна из ключевых – нехватка водителей.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков отмечает, что дефицит водителей связан не только с недостаточной заработной платой, но и с тяжелыми условиями труда. Например, в Сертолово, по данным региональных властей, при предлагаемых зарплатах водителям до 130 000 руб. дефицит персонала все равно остается на уровне 30%.

Преодолеть дефицит водителей автобусов можно переобучением на категорию D за счет бюджета. Булгаков напоминает, что таким образом с кадровым дефицитом удалось справиться властям Петербурга, где подобная реформа уже завершена. Власти Ленобласти, в свою очередь, готовы выделять по 50 000–60 000 руб. на переобучение одного водителя. Но взамен перевозчики должны гарантировать оформление человека в штат.

Эксперты видят риски и в способе заключения договоров с перевозчиками. По мнению транспортного инженера Ивана Вергазова, нетто-контракты имеют целый ряд недостатков. «В нетто-контрактах перевозчик получает деньги за пассажира, а не за пройденные километры. Экономически ему становится невыгодно выходить на ранний или поздний рейс, которым пользуется несколько человек», — говорит эксперт, добавляя, что новые правила могут привести к тому, что автобусы будут выходить на рейсы только в экономически выгодное для них время.

Вероятнее всего, на некоторых рейсах в Ленобласти все же будут использовать «суррогат» брутто- и нетто-контрактов, предполагает эксперт. Он позволит компенсировать перевозчикам отсутствие большого количества пассажиров на определенных маршрутах.

Транспортная реформа должна сопровождаться развитием дорожной инфраструктуры и новых маршрутов, подчеркивает Вергазов. В частности, нужно создать выделенные полосы в населенных пунктах, в том числе которые входят в агломерацию Петербурга (Кудрово, Мурино и др.), увеличить количество и скорость рейсов, а также количество остановок, чтобы жители почувствовали эффект от реформы.