Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в 2023 г. вырос на 28%

Перевалка грузов отстает от показателя 2021 г. на 20%
Грузооборот крупнейшего порта Ленобласти – Усть-Луга — в 2023 г. составил 112,5 млн т и уменьшился к уровню 2022 г. на 9,3% /Freepik

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург (БПСПб) по итогам 2023 г. составил 49,6 млн т. По сравнению с показателем прошлого года он вырос на 28%, следует из опубликованных данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Однако по итогам прошлого года отставание от уровня 2021 г. составило 20%.

Напомним, после введения санкций в 2022 г. перевалка в БПСПб к уровню 2021 г. упала на 37,5% до 38,8 млн т. Постепенное восстановление грузооборота АСОП начала фиксировать только в 2023 г. Так, по итогам I полугодия петербургский порт сократил отставание от уровня 2021 г. до 26,8%, а за 9 месяцев разрыв к аналогичному уровню 2021 г. уменьшился до 23,6%.

БПСПб растет в новых условиях

Ключевой причиной стремительного восстановления грузооборота в прошлом году опрошенные «Ведомостями» эксперты называют эффект низкой базы в 2022 г. Напомним, общая перевалка грузов в БПСПб и других портах Балтийского бассейна сократилась на 2,9% в позапрошлом году из-за антироссийских санкций.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов рассказал, что в прошлом году компании выстраивали новые логистические маршруты, что стало еще одной причиной восстановления грузооборота в БПСПб, прежде всего со странами Азии. «Если же говорить более конкретно о товарах, которые способствовали восстановлению объемов грузоперевозок, то в 2023 г. среди них стоит отметить рост экспорта угля и удобрений», — уточнил эксперт.

Напомним, стивидорный холдинг Global Ports в прошлом году заключил пятилетний контракт с «Фосагро» на перевалку удобрений в порту Санкт-Петербурга, а также холдинг подписал соглашение с компанией «Еврохим» на использование дополнительно балк-контейнеров для поставки удобрений.

В целом стивидорные компании в порту Санкт-Петербурга показали значительный рост в прошлом году к уровню 2022 г. По данным издания «Фонтанка», грузооборот АО «Морской порт Санкт-Петербург» (входит в группу «Первая портовая компания») вырос в 2023 г. на 30% до 9,2 млн т. Другой актив ППК «Контейнерный терминал Санкт-Петербурга» продемонстрировал рост на 26% до 5,6 млн т. Входящие в Global Ports «Петролеспорт» увеличил перевалку на 27,5% до 4,2 млн т, а «Первый контейнерный терминал», наоборот, уменьшил ее до 2 млн т. Вместе с этим стивидором в «Петербургском нефтяном терминале» погрузка уменьшилась на 7,8% до 8,1 млн т.

Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев отметил, что в БПСПб складывается положительная динамика на восстановление грузооборота, так как компании адаптировались к новым экономическим реалиям. Он уточнил, что мощности порта загружены менее чем на 50%, поэтому остается потенциал для дальнейшего роста.

В Ленобласти в «плюсе» только один порт

Среди трех портов Ленинградской области: Уст-Луга, Высоцк и Приморск в 2023 г. только последний из них показал рост грузооборота. Так, перевалка грузов в Приморске составила 63,1 млн т и увеличилась к уровню 2022 г. на 10,4%. Стоит отметить, что аналогичный рост порт показал и по итогам 2022 г.

Грузооборот крупнейшего порта области – Усть-Луга – в 2023 г. составил 112,5 млн т и уменьшился к уровню 2022 г. на 9,3%. При этом падение перевалки шло постепенно, если в I квартале 2023 г. она выросла на 25,1%, по итогам I полугодия рост замедлился до 5,5%, то за девять месяцев грузооборот уже уменьшился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.

По словам Дмитриева, снижение грузооборота в Усть-Луге и увеличение в Приморске связано с адаптацией компаний к поставкам нефти и нефтепродуктов через две гавани. «Порт Приморск в условиях санкций смог перестроиться на поставки нефтепродуктов в восточном направлении. Однако в декабре 2023 г. в условиях замерзания акватории порта Приморск он резко сократил объемы перевалки нефти. И как раз Усть-Луга вполне может подхватить недостающий объем на своих мощностях», — прокомментировал эксперт.

Он добавил, что в Усть-Луге в конце этого года запланирован запуск терминала компании «Новотранс» по перевалке генеральных и навалочных грузов. Напомним, после ввода в эксплуатацию проекта Lugaport торговый терминал сможет переваливать в год до 24,26 млн т грузов.

Порт Высоцк, несмотря на запуск зернового терминала в сентябре 2023 г., продолжает показывать падение по грузообороту. Так, в прошлом году перевалка уменьшилась на 19,9% и составила 12,8 млн т, хотя еще по итогам 2022 г. падение достигало только 5,2%. По данным Дмитриева, объем переваленного зерна в Высоцке составил в этом году только 627 000 т вместо планируемого 1 млн т. «Думаю, что порт Высоцк все же выйдет на запланированные объемы по поставке зерна благодаря уже запущенному зерновому терминалу «Порт Высоцкий» [мощностью 4 млн т в год], а также планируемому к запуску зерновому терминалу «Технотранс» в конце 2024 г.», — резюмировал эксперт.