Размещение в отелях Петербурга за год подорожало на 14%
В текущем году стоимость проживания продолжит расти из-за накопившихся издержек, считают отельерыВ 2023 г. средний тариф за размещение на одну ночь в отелях Санкт-Петербурга (ADR) составил 6089 руб. Это на 13,7% больше, чем в 2022 г., подсчитали аналитики компании Hotel Advisors. Выборка включает гостиницы категории «три», «четыре» и «пять звезд». Рост стоимости за прошлый год во всех трех категориях был практически равномерным, но в сравнении с 2021 г. динамика цен существенно отличается. В категории «три звезды» за два последних года стоимость проживания выросла на 27,5% до 3876 руб. Цены на «четыре звезды» за тот же период выросли на 20,4% до 5618 руб. «Пятерки» за два года подорожали всего на 7,1%. Такая динамика объясняется тем, что в 2022 г. цены на размещение в этом сегменте снижались на фоне оттока платежеспособных иностранных туристов.
Эти показатели коррелируют и с загрузкой городских отелей. В сегменте «пять звезд» средняя загрузка в 2023 г. составила 55,7%. За год она выросла на 25 п. п. К 2021 г. прирост оказался аналогичным, то есть в 2022 г. загрузка не росла. Таким образом, период восстановления спроса пришелся именно на прошлый год. В других сегментах восстановление началось раньше. Так, в категории «четыре звезды» средняя загрузка за 2023 г. составила 62,7%. По сравнению с 2022 г. она увеличилась на 16,1 п. п., а по сравнению с 2021 г. уже на 24,1 п. п. Средняя загрузка в отелях «три звезды» в 2023 г. составила 68,2%. За прошлый год она увеличилась лишь на 3,7 п. п., но к показателю 2021 г. прирост составил 17,1 п. п. Соответственно, «тройки» начали активное восстановление раньше, чем другие сегменты, и преимущественно за счет переориентации турпотока на гостей из российских регионов. В среднем по всем трем сегментам средняя загрузка городских отелей за прошлый год составила 67%, что на 12 п. п. больше, чем в 2022 г., что соответствует росту турпотока в Северную столицу.
Увеличение загрузки на фоне восстановления спроса помогло отельерам нарастить доходы. Выручка отельеров от продаж на доступный номерной фонд (RevPAR) в 2023 г. составила 3858 руб., что на 28,7% больше, чем в 2022 г. Показатель рассчитывается путем деления общей выручки отеля от номеров на общее количество доступных номеров за исследуемый период. Наибольший рост наблюдался у «пятерок» – на 38,4% до 8112 руб. «Четверки» за год увеличили показатель на 30,4% до 3525 руб., а «тройки» – только на 16,8% до 2642 руб.
«Повышение показателя RevPAR за год связано с тем, что отели увеличили загрузку и тариф на размещение. Эта синергия и привела к росту показателя, то есть денежной массы у отельеров стало больше, но нужно понимать, что и издержки существенно выросли», – говорит генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская» Ольга Киселева. Она пояснила, что издержки растут в связи с ростом цен на продукты и коммунальные услуги, а также необходимостью повышать зарплаты персонала в условиях дефицита кадров. В результате доходность отельного бизнеса, по оценкам Киселевой, за год упала примерно на 30%.
Директор управляющей компании Citytel Group Андрей Петелин полагает, что с учетом всех факторов в наиболее выигрышном положении находится сегмент «три-четыре звезды», который раньше вошел в период восстановления и востребован у гостей из российских регионов. Напомним, что, по данным аналитического отчета «Турбарометр Санкт-Петербурга», по итогам 2023 г. турпоток в Петербург составил 9,4 млн человек, что на 16% больше, чем в 2022 г. Доля иностранных гостей в общей структуре турпотока в 2023 г. составила лишь 6,1%. Однако Киселева добавляет, что позитивную динамику для «пятерок» может поддерживать возобновление деловой активности – за счет обеспеченных гостей, которые приезжают на крупные деловые форумы.
Тем не менее, несмотря на постепенное восстановление рынка, факторами риска для отрасли остаются высокие издержки и ужесточение денежно-кредитной политики. Киселева полагает, что в текущем году цены на размещение могут вырасти еще минимум на 10%. Петелин отмечает, что основной рост придется на I полугодие 2024 г., и, вероятно, отразится на летнем сезоне. «II половина года, скорее всего, будет более консервативна с точки зрения роста цен», – резюмировал он.