Объемы выдачи автокредитов в Петербурге в 2023 г. выросли почти на 70%

В I полугодии 2024 г. участники рынка ждут замедления темпов кредитования из-за высокой ключевой ставки ЦБ
Увеличение спроса на автокредитование в 2023 г. обусловлено эффектом низкой базы 2022 г. /Freepik

В Санкт-Петербурге в 2023 г. было выдано 68,39 млрд руб. автокредитов, следует из отчета Объединенного кредитного бюро (ОКБ, имеется в распоряжении редакции). Это на 68% больше, чем за 12 месяцев 2022 г. За год было выдано 38 117 автокредитов (включая новые и с пробегом). Прирост числа выданных займов составил 43%. Средний размер автокредита в прошлом году по сравнению с 2022 г. увеличился на 17% до 1,76 млн руб.

Примечательно, что число выданных автокредитов увеличилось примерно так же, как и количество проданных в городе новых автомобилей. Как ранее писали «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на данные «Автостат инфо», в Санкт-Петербурге в 2023 г. было зарегистрировано 54 783 новых автомобиля, что на 52,6% больше, чем за 2022 г.

Отдельные банки в прошлом году отметили еще более резкий всплеск автокредитования. В петербургском отделении Росбанка количество выданных займов за год выросло в три раза. В ВТБ зафиксировали рост в 3,5 раза, добавив, что самыми популярными марками стали китайские Changan, Haval и Omoda, на эту тройку пришлась почти четверть от общего объема сделок.

Увеличение спроса на автокредитование в 2023 г. в том числе обусловлено эффектом низкой базы 2022 г. В натуральном выражении количество займов резко упало в марте 2022 г. на фоне геополитической ситуации. С апреля началось постепенное восстановление спроса, но до конца года показатели все равно не превышали 3000 кредитов в месяц. В 2023 г. восстановление продолжилось и достигло пика в июле, когда петербуржцы суммарно оформили 3965 автокредитов, тогда прирост только за месяц (к июню) составил 21%. В августе-сентябре выдача снижалась, в октябре же число кредитов выросло до 3708 единиц, показав прирост к сентябрю на 15%. Но уже в ноябре-декабре активность заемщиков вновь замедлилась. Так, в декабре было выдано всего 3160 кредитов.

Президент Ассоциации банков России Гарегин Тосунян отмечает, что, с одной стороны, высокая динамика июля частично была связана с сезонным фактором, поскольку пиковая активность на рынке автокредитования приходится на весну-лето. С другой, то, что спрос начал резко расти именно в это время, обусловлено негативными ожиданиями заемщиков, связанными с введением утилизационного сбора с 1 августа 2023 г. и повышением ключевой ставки Центробанка, говорят эксперты.

Напомним, что в конце июля Центробанк повысил ключевую ставку до 8,5%, а в августе еще раз – уже до 12%. В сентябре последовало дальнейшее повышение – до 13%,  в октябре – еще до 15%. В декабре ключевая ставка была повышена уже до 16%. В результате в ноябре 2023 г. (по последним данным ЦБ), ставка по долгосрочным автокредитам выросла почти на 3 п. п. до 17,51%. По краткосрочным автокредитам она, наоборот, снизилась на 6,5 п. п. до 9,8%.

«В июле финансово-грамотные заемщики оформляли автокредиты по старым, более выгодным условиям, то есть действовали на опережение. Относительно высокая динамика октября при этом, вероятно, связана с тем, что часть заемщиков усилила активность, понимая, что ставка будет расти и дальше», – пояснил руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» в СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев.

Управляющий директор департамента автокредитования Росбанка Арсений Нагин отмечает, что на ситуации сказался и другой фактор. «Вслед за ростом ставки ЦБ сформировались значительные запасы новых автомобилей на складах продавцов. Это влияло на усиление поддержки продаж со стороны автопроизводителей. Также стоит отметить пролонгацию государственной программы льготного автокредитования, бюджета которой достаточно, чтобы поддержать спрос покупателей», – резюмировал он.

Примечательно, что вместе с ростом спроса увеличился и средний срок займов на покупку автомобилей. Так, в декабре 2022 г. он составлял 58 месяцев (4,8 года). В декабре 2023 г. он вырос уже до 69 месяцев (5,8 года). Голубев полагает, что текущая ситуация несет в себе риски невозврата платежей, если только у граждан массово не вырастут доходы.

При этом эксперты прогнозируют, что в 2024 г. с учетом всех факторов темпы автокредитования замедлятся. Покупатели имеют потребность обновлять машины, но высокая ключевая ставка охладит интерес заемщиков, если бренды не будут активно предлагать специальные программы и скидки, считает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев.

Голубев полагает, что замедление темпов кредитования будет наблюдаться в I полугодии 2024 г. Однако при снижении ключевой ставки в оптимистичном сценарии спрос может возобновиться во II половине года.