Ленобласть в 2023 г. получила рекордный профицит бюджета

Превышение доходов над расходами достигло 37,2 млрд руб.
Основной рост поступлений обеспечил налог на прибыль организаций /https://t.me/komfinlo

По итогам исполнения бюджета Ленинградской области за 2023 г. профицит казны составил 37,2 млрд руб. Об этом в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад» сообщили в пресс-службе областного комитета финансов. Напомним, поправками в закон о бюджете на 2023–2025 гг., которые были приняты в октябре прошлого года, власти региона заложили дефицит на 2023 г. в размере 2,939 млрд руб. Однако область столкнулась с незапланированным ростом доходов.

Стоит отметить, что последний раз по итогам исполнения областного бюджета положительное сальдо наблюдалось в 2019 г. Тогда профицит составил немногим более 804 млн руб. Согласно данным «Открытого бюджета Ленинградской области», в 2020 г. бюджет был исполнен с дефицитом 11,8 млрд руб., в 2021 г. дефицит составил 6,3 млрд руб., а в 2022 г. – 7,69 млрд руб.

В пресс-службе областного комитета финансов отмечают, что доход бюджета по итогам прошлого года достиг 252,5 млрд руб. против запланированных 220,6 млрд руб. «Основной рост (139,6%) наблюдается по налоговой группе доходов. Рост поступлений налога на прибыль организаций (167,4%) в основном обусловлен увеличением объема платежей, перечисленных крупными налогоплательщиками региона», – уточнили в комитете финансов.

Примечательно, что региону в прошлом году удалось получить выгоду от отмены института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). На начало 2022 г. в области работало 10 таких компаний, а объем годовых налогов от них оценивался в пределах 30 млрд руб. В прошлом же году в бюджет от бывших участников КГН поступило 10 млрд руб., а еще 23 млрд руб. регион получил в качестве компенсации в рамках упразднения института КГН. Ранее первый заместитель председателя правительства Ленобласти Роман Марков во время публичных слушаний по проекту бюджета региона на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., напротив, прогнозировал потери бюджета от прекращения действия КГН на 2023 г. в размере 15 млрд руб.

Напомним, институт КГН в России отменили с 1 января 2023 г. Правительство РФ предусмотрело частичную централизацию поступлений от ликвидированных холдингов с последующим распределением по регионам. Расчет норматива для каждого субъекта определяется на основе среднего показателя доли платежей от бывших участников групп в его общем бюджете за последние три года. Начиная с 2023 г. таким образом было распределено 80% прибыли от предприятий, которые ранее были частью КГН. В 2024 г. этот показатель снизится до 60%, а в 2025 г. – до 40%.

В комфине отмечают, что в прошлом году поступления в областной бюджет и от налога на доходы физических лиц выросли на 19,3%. При этом средняя номинальная заработная плата в Ленобласти, по данным Петростата, в ноябре 2023 г. увеличилась к уровню аналогичного периода 2022 г. на 16,9% и составила 67 344 руб.

Увеличение поступлений в бюджет также связано с ростом налога на имущество организаций на 13,5%. «В основном это обусловлено постановкой на учет новых объектов налогообложения у крупных налогоплательщиков, в том числе у АО «Концерн Росэнергоатом» и ПАО «Газпром»», – уточнили в пресс-службе областного комфина.

Несмотря на увеличение доходов в 2023 г., на 2024 г. власти приняли дефицитный бюджет. Ожидается, что доходы составят 215,7 млрд руб., расходы 222,6 млрд руб., дефицит – 6,9 млрд руб.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что компенсационный механизм от потери налогов по КГН для Петербурга и Ленобласти показал разный результат. Как писали «Ведомости», Петербург в 2023 г. получил от бывших участников КГН на 147,5 млрд руб. меньше (85 млрд руб. против 232,5 млрд руб. в 2022 г.). Вместе с этим и количество холдингов в регионе меньше, чем в Северной столице. Напомним, в Петербурге в 2022 г. работали 13 из 16 холдингов, в Ленобласти – 10.

Эксперты поясняют, что налог на прибыль организаций достаточно волатилен и зависит от большого количества внешних факторов. Так, в 2023 г. прекращение действия самого института КГН лишь частично повлияло на снижение поступлений данного налога. Среди других важных факторов оказалась высокая база поступлений 2022 г. и ситуация на внешнем рынке энергоресурсов (снижение цены нефти и нефтепродуктов), которая привела к падению налогов конкретных компаний.

 «Соответственно, значимость выпадающих доходов по КГН в Петербурге в связи со структурой поступления в бюджет не удается компенсировать. Компенсация, выделенная Ленобласти, оказалась достаточной, чтобы нивелировать выпадающие доходы от КГН», – пояснил кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Вадим Капусткин.

Но более значимый эффект для бюджета в целом показал рост выручки компаний. Монетарная политика Центрального банка РФ позволяла номинально увеличивать стоимость продукции компаний и, соответственно, их выручку, рассказал руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко. «Цены на многие товары и услуги, которые производятся в Ленобласти в номинальном выражении, существенно выросли, в частности, за счет ВПК. Общая инфляционная составляющая привела к тому, что выросла у компаний выручка за счет роста цен», – прокомментировал эксперт.

Десятниченко считает, что в 2024 г. в Ленобласти будет исчерпан эффект от инфляционной выручки, что приведет к замедлению роста цен и доходов компаний. При этом власти Ленобласти предусмотрели снижение налога на прибыль в регионе, поэтому в 2024 г. ожидается его компенсация за счет роста НДФЛ.

Капусткин добавил, что Ленобласть остается привлекательным регионом для инвестиций, поэтому компании как минимум смогут сохранить на уровне прошлого года налоговые поступления в бюджет. По итогам 2023 г. регион ожидает роста инвестиций в экономику на 11,6% до 656 млрд руб.