Розничные продажи товаров в Петербурге не спешат возвращаться к досанкционным показателям

Рост оборота в прошлом году лишь частично компенсировал падение, которое наблюдалось в 2022 г.
В 2023 г. рынок хоть и переживал восстановление спроса, полностью компенсировать потери не удалось /Freepik

Объем розничных продаж непродовольственных товаров (без учета продуктов питания) в Санкт-Петербурге за 12 месяцев 2023 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. на 12,8% – до 1,516 трлн руб., следует из отчета Петростата. Но, несмотря на рост, потребительская активность граждан так и не вернулась к показателям 2021 г. (до начала СВО и введения антироссийских санкций). Напомним, что в 2022 г. по сравнению с 2021 г. объем реализованных в рознице товаров упал на 14,5%.

В Ленинградской области наблюдалась схожая тенденция. Правда, непродовольственная розница в 2023 г. приросла еще меньше. За 12 месяцев 2023 г. объем продаж по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. вырос лишь на 7,2% – до 361,8 млрд руб., частично компенсировав падение в 2022 г., которое тогда составило 10,5%.

Напомним, снижение объема продаж в 2022 г. было связано с вымыванием с полок импортных товаров на фоне антироссийских санкций, включая технику и автомобили. Но в 2023 г. объемы полностью так и не восстановились. Как ранее сообщали «Ведомости Северо-Запад» со ссылкой на «Автостат инфо», в Петербурге в 2023 г. было зарегистрировано на 52,6% больше новых автомобилей, чем в 2022 г., но на 40% меньше, чем в 2021 г. Соответственно, в 2023 г. рынок хоть и переживал восстановление спроса, полностью компенсировать потери не удалось.

Аналитики также отмечают, что в прошлом году значительный вклад в объемы розницы внесла инфляция, а не фактический рост объема проданных товаров. «В 2023 г. граждане активнее кредитовались, а также покупали товары в рассрочку, поэтому на фоне падения спроса в 2022 г. положительная динамика закономерна, но основной вклад в нее внесла инфляция», – говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Согласно данным Центробанка, годовая инфляция в Петербурге в декабре 2023 г. составила 6,8%, а в сегменте непродовольственных товаров – 5,7%. В Ленобласти годовая инфляция в декабре находилась на уровне 6%,  в сегменте непродовольственных товаров – на уровне 4,4%. Однако доцент Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алекс Краснов отмечает, что в ряде категорий товаров рост цен превысил 10%. В том числе за год значительно подорожали автомобили. По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ) средний чек кредита на покупку автомобиля в декабре 2023 г. по сравнению с тем же месяцем 2022 г. вырос на 20% до 1,81 млн руб.

Генеральный директор «Infoline» Иван Федяков добавляет, что структура потребительской непродовольственной корзины в 2023 г. изменилась. Значительный ряд европейских брендов (автомобили, техника) заменили китайские товары. «На начальном этапе китайская техника порадовала потребителей более низкой стоимостью, но затем она выровнялась относительно цен на европейские товары», – отметил он.

В  динамике 2023 г. самый большой объем продаж непродовольственных товаров в Петербурге  (151 млрд руб.) пришелся на декабрь, который традиционно демонстрирует рост в связи с предновогодним спросом на подарки и крупные покупки. В итоге показатели декабря оказались на 5,9% выше ноября (142,6 млрд руб.) и на 5,2% выше октября (143,5 млрд руб.).

Однако если же рассматривать показатели в годовом выражении, то рост в декабре оказался не таким высоким, как в предыдущие месяцы. Так, объем продаж непродовольственных товаров в декабре 2023 г. по сравнению с тем же месяцем 2022 г. вырос на 19,3%. Для сравнения: в ноябре рост в годовом выражении составил 28,1%, в октябре –  34,2%, а в сентябре –  27,2%.

В Ленобласти в декабре 2023 г. объем продаж в Ленобласти составил 33,6 млрд руб. Динамика декабря в годовом выражении в области (как и в Петербурге) замедлилась по сравнению с предыдущими месяцами. Так, декабрь 2023 г. к тому же месяцу 2022 г. продемонстрировал рост на 16,9%, в то время как сравнение ноябрьских объемов продаж показало рост на 17,2%, октябрьских – на 24,2%, а сентябрьских – на 21,7%.

С одной стороны, более высокая динамика в октябре-ноябре 2023 г. объясняется тем, что в 2022 г. на этот период влиял фактор частичной мобилизации, также ряд граждан уехали за границу, отмечает Бурмистров. С другой стороны – относительно невысокая годовая динамика декабря по сравнению с годовыми значениями предыдущих месяцев связана с перераспределением спроса на фоне ужесточения условий кредитования, говорит Федяков. В течение 2023 г. Центробанк повышал ключевую ставку пять раз. Самое значительное повышение – сразу на 3,5 п. п. до 12% – пришлось на 15 августа. В декабре ключевая ставка составляла уже 16%.

«Регулятор рассчитывал сбить потребительскую активность, чтобы избежать перегрева экономики. Но негативные ожидания дальнейшего повышения заставили граждан ускориться в принятии решения об оформления кредита для покупки товара. Но уже в декабре годовая динамика снизилась», – пояснил он.

По мнению эксперта, при сохранении ключевой ставки на уровне 16% в I полугодии потребительский рынок может ждать замедление. Ряд граждан не смогут рефинансировать свои кредиты из-за высокой ставки, а потенциальные заемщики отложат решение о покупке в ожидании более мягких условий.