Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в январе вырос почти в 1,5 раза

Драйвером роста остается перевалка контейнеров, а также оказывает влияние эффект низкой базы последних двух лет, считают эксперты
В Санкт-Петербурге и Ленобласти только порт Усть-Луга показал падение грузооборота /Большой порт Санкт-Петербурга

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в январе 2024 г. составил 4,4 млн т. По сравнению с аналогичным месяцем 2023 г. он вырос на 43,9%, такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Таким образом, грузооборот составил 90% от уровня досанкционного января 2022 г.

Напомним, грузооборот БПСПб в январе 2022 г. вырос на 4,2% к уровню января 2021 г., но после введения санкционных ограничений этот показатель начал стремительно падать. Уже в январе 2023 г. грузооборот в порту Северной столицы составил лишь 3 млн т.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что основным драйвером роста перевалки грузов в Большом порту Санкт-Петербурга стала перевалка контейнеров, а также продолжает играть фактор низкой базы 2022-2023 гг.

В частности, в 2023 г. контейнерооборот в Санкт-Петербурге вырос на 13% к уровню 2022 г., сообщает Infranews. В БПСПб было перевалено 1,046 млн TEU. Данные за январь 2024 г. еще не опубликованы.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров рассказал, что в контейнерах стали перевозить больше номенклатур грузов, например, таким способом переваливают в порту удобрения. Один из стивидорных холдингов Global Ports в 2023 г. подписал контракты на перевозку этого товара с компаниями «Фосагро» и «Еврохим».

«Основной рост в БПСПб связан с эффектом низкой базы начала 2023 г., также здесь видим восстановление перевалки контейнеров и активное увеличение перевалки удобрений в контейнерах», — прокомментировал эксперт.

В Ленинградской области из трех портов – Усть-Луга, Приморск и Высоцк – в январе 2024 г. последние два показали рост грузооборота. Так, перевалка грузов в Приморске выросла на 3,4% до 6,2 млн т, а в Высоцке – на 1,9% (1,2 млн т).

Стоит отметить, что порт Высоцк впервые с января 2021 г. смог выйти на положительную динамику по грузообороту. Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев считает, что рост грузооборота в этом порту связан с увеличением перевалки зерна, а также выходом на технологическую мощность завода по сжижению газа около компрессорной станции «Портовая».

Что касается Усть-Луги, то грузооборот порта показывал постепенное падение в течение 2023 г., в январе 2024 г. ситуация не изменилась. Перевалка сократилась на 22,6% до 9 млн т.

Дмитриев полагает, что дополнительным фактором снижения стали атаки БПЛА на комплекс «Новатэк» в конце января. «На снижение показателей грузооборота в порту Усть Луга могли повлиять повреждение газового хранилища и пожар на химическом заводе и терминале компании «Новатэк», занимающейся переработкой газового конденсата», — рассказал эксперт.

Вместе с этим, по данным АСОП, в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области идет постепенное перераспределение между наливными и сухими грузами в пользу последних. Так, в январе перевалка сухих грузов составила 9,7 млн т (+17,7%), а наливных – 11,9 млн т (-17%).

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша считает, что перераспределение грузооборота в портах двух субъектов происходит на фоне санкционных ограничений на покупку российских углеводородов.

«Поставки российских наливных грузов морским транспортом переориентируются в большей степени на рынки Азии и отгружаются через порты Дальневосточного бассейна. В то же время в связи с ростом в 2023 г. количества морских линий, предоставляющих услуги по доставке генеральных грузов через порт Санкт-Петербург, и судов под их оперированием происходит постепенное увеличение доли сухих грузов в товарообороте портов Северо-Запада», — считает эксперт.