ОЖД в I квартале не смогла вернуться к досанкционным объемам погрузки леса

На полное восстановление показателей может потребоваться еще 2-3 года, считают эксперты
Отставание по погрузке лесных грузов на ОЖД в I квартале 2024 г. по сравнению с I кварталом 2022 г. составляет 8,19% /rzd.ru

По итогам I квартала 2024 г. объем погрузки лесных грузов на Октябрьской железной дороге (ОЖД) составил 661 000 т, сообщили в пресс-службе ОЖД в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». Это на 16,2% выше показателей I квартала 2023 г., когда погрузка находилась на уровне 553 918 т. Но по сравнению с I кварталом 2021 и 2022 гг. объемы все еще не восстановились. Так, отставание от 2022 г. составляет 8,19% (было погружено 720 000 т). А по сравнению с I кварталом 2021 г. падение и вовсе достигает 33,5%.

Напомним, что резкое снижение погрузки лесных грузов на ОЖД началось весной 2022 г. Тогда на фоне санкций Россия ввела запрет на экспорт древесины, сырья для производства бумаги и фанеры в Евросоюз, США и ряд других недружественных стран. В свою очередь, ЕС ввел запрет на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России, а также экспорт в РФ оборудования для лесопромышленного комплекса, напоминает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «В результате ОЖД по итогам 2022 г. потеряла 44% лесных грузов», — рассказал эксперт.

В течение всего 2023 г. велась постепенная переориентация экспорта лесных грузов и продуктов деревообработки как в дружественные России страны, так и на внутренний рынок. Как отмечал заместитель генерального директора ООО «Карелия Палп» Вадим Васильев, курс на развитие внутреннего рынка стал одним из ключевых трендов отрасли в 2024 г.

Стоит отметить, что в основных регионах-производителях лесной продукции по итогам января-февраля 2024 г. (данные за I квартал не опубликованы) наметился постепенный рост обработки древесины и выпуска изделий из дерева. Так, по данным региональных органов, статистически в январе-феврале этот показатель в Ленинградской области вырос к аналогичному периоду 2023 г. на 31%, в Вологодской области был отмечен рост на 14,5%, в Коми – на 20%. При этом железнодорожный транспорт занимал значительную долю в поставках продукции деревообработки как внутри Северо-Западного федерального округа, так и в другие регионы страны.

Кроме того, на восстановление погрузки лесных грузов благоприятно повлияла и федеральная субсидия на продукцию лесопромышленного комплекса, которая направлена на помощь в экспорте предприятиям ЛПК через северо-западные порты России, считает Чернов. Сейчас отраслевые компании могут получить субсидию, которая составляет не более 80% затрат на логистику и не более 50% от стоимости вывезенной на экспорт продукции.

Между тем участники рынка отмечают, что отрасль пока не смогла полностью восстановиться после прекращения торговли лесными грузами с Финляндией. «По нашим оценкам, падение заготовки леса в 2022 и 2023 гг. в РФ составило около 15% к уровню 2021 г. На Северо-Западе заготовка снизилась значительнее – на 17%, — рассказали в пресс-службе компании «Карелия Палп». Постепенная переориентация на внутренний рынок пока не помогла восстановить и объемы перевозок леса по ОЖД.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что погрузка лесных грузов на ОЖД в этом году вряд ли восстановится к уровню 2022 г. Но Чернов прогнозирует, что в перспективе она сможет достичь досанкционных показателей за счет сохранения федеральных субсидий и развития логистических коридоров для торговли со странами Азии. «В таком случае при сохранении темпов роста можно ожидать восстановление через 2-3 года», — резюмировал эксперт.