Власти Петербурга освободят от налога на имущество связанные с ВСМ компании

По данным Смольного, инициатива не приведет к выпадающим доходам бюджета
ВСМ будет проходить по шести регионам России – Москве, Петербургу, Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской областям /РЖД

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга 3 апреля приняли закон о налоговых льготах для компаний, которые будут строить и эксплуатировать высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва-Петербург на территории Северной столицы. Инициатором документа выступил губернатор города Александр Беглов.

Законодатели внесли изменения в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах». Благодаря им организации освободят от налога на имущество в отношении объектов недвижимости, созданных на территории города в рамках концессионного соглашения и используемых для перевозок по ВСМ.

Как заявил представитель губернатора в парламенте Петербурга Константин Сухенко, перечень объектов будет утвержден городским правительством. По его словам, мера будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности магистрали. Сухенко попросил парламентариев учесть, что аналогичный проект уже принят правительством Москвы.

«Реализация законопроекта (для Петербурга. – "Ведомости") не приведет к выпадающим доходам бюджета, поскольку налоговая льгота будет предоставляться для вновь созданного имущества. Вместе с тем образование постоянных кластеров в зоне прохождения магистрали будет способствовать созданию рабочих мест и стимулировать экономическое развитие территорий, а это дополнительные поступления в бюджет города, в том числе налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц (НДФЛ)», – заявил Сухенко.

Напомним, ВСМ будет проходить по шести регионам России (Москве, Петербургу, Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской областям). Стоимость строительства в рамках концессии оценивается около 2 трлн руб. Из них почти 904 млрд руб. составят кредитные средства, выданные банками, еще 581 млрд руб. выделит Фонд национального благосостояния. 218 млрд руб. составят взносы в уставной капитал концессионера – ООО «ВСМ Две столицы», зарегистрированного в январе 2024 г. 15 февраля текущего года губернатор Петербурга по итогам совещания, которое прошло под председательством президента РФ Владимира Путина, заявил о том, что город готов войти в состав участников концессионера. Для Петербурга сумма взноса в основной капитал концессионера составит 20 млрд руб.

Законопроект не вызвал широкой дискуссии в парламенте, однако вопросы по определенным нюансам были. В частности, депутат Роман Кононенко поинтересовался, какая сумма доходов будет недополучена бюджетом Петербурга. Сухенко пояснил, что доля платежей по имущественным налогам в общей структуре налоговых поступлений в 2023 г. заняла около 7%.

«Это не такая значимая статья доходов, как НДФЛ. Создается крупный объект. Судьбоносного влияния эти доходы не окажут», – добавил он. Напомним, что доходы Петербурга за 2023 г. составили 1,147 трлн руб. Из них налоговые доходы составили 1,012 трлн руб., в том числе было получено 380,2 млрд руб. налога на прибыль и 439,6 млрд руб. – НДФЛ.

Депутат Михаил Амосов выразил сомнение в том, что освобождение организаций – участников проекта ВСМ – стоит делать бессрочным. Однако депутат Денис Четырбок отметил, что подобная практика уже существует применительно к налоговым льготам для автомобильных дорог общего значения. Сухенко добавил, что закон – это не «мертвая догма», и в будущем его можно пересмотреть в соответствии с реалиями.

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что в целом инициатива положительно скажется на инвестиционном климате. «Вне зависимости от уровня значимости инвестиционного проекта инвестор на этапе подписания инвестиционного соглашения рассчитывает на получение льгот, в том числе по налогам, относящимся к разным бюджетным уровням. Инициативу о налоговых льготах в этой связи можно назвать бизнесориентированной», – говорит партнер аудиторско-консалтинговой компании «Ком-Юнити» Александр Драгнев.

Он выразил мнение, что подобной инициативы в перспективе можно ожидать и от Московской, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей, поскольку власти регионов будут заинтересованы в скорой реализации проекта и получении дополнительных поступлений в бюджет за счет работающей инфраструктуры. Эксперты полагают, что основным выгодополучателем данной меры станет концессионер проекта.

Партнер и руководитель практики налогов, права и сопровождения бизнеса в Санкт-Петербурге Группы компаний B1 Александр Чижов отмечет, то одним из ключевых является финансовый вопрос и взаимодействие между концессионером (инвестором, который вкладывает средства по концессионному договору и получает объект в эксплуатацию) и концедентом (органом власти).

«Налог на имущество является расходом концессионера. Если условия платежного механизма, предусмотренного концессионным соглашением, подразумевают компенсацию затрат концессионера (например, через плату концедента), то освобождение от налога на имущество имеет ряд преимуществ, в том числе с позиции регионального бюджета. В частности, плата концедента или платежи в рамках минимального гарантированного дохода могут включаться в налоговую базу по НДС у концессионера. Соответственно, концеденту придется перечислять концессионеру платежи, увеличенные на НДС, а концессионер уплатит этот НДС в федеральный бюджет», – пояснил он.

Предусмотрев освобождение от налога на имущество, субъект Федерации фактически уменьшит сумму компенсируемых расходов, снизив величину компенсации, и НДС, которую он перечисляет концессионеру. Для бюджета субъекта это выгоднее, пояснил Чижов. Однако в контексте принятой инициативы нюансы могут касаться самого перечня объектов, в отношении которых возможно освобождение от налога на имущество.

«Такие нюансы есть всегда, когда речь идет о закрытом перечне. Чем более детальный и закрытый перечень, тем больше вероятности, что какие-то объекты не будут в нем предусмотрены. В качестве примера можно привести пункты пропуска на платных дорогах, которые первоначально не входили в состав перечня освобождаемого от налога имущества, несмотря на то, что льгота для дорог федерального значения предусмотрена», – отметил Чижов. Однако перечень в перспективе можно обновлять, это решаемый вопрос, резюмировал он.