Смольный готов войти в концессию по проекту строительства ВСМ Москва–Петербург

Общая стоимость создания скоростной железной дороги оценивается почти в 2 трлн руб.
Совещание по развитию ВСМ прошло 15 февраля под председательством президента России Владимира Путина /https://t.me/a_beglov

Власти Санкт-Петербурга прорабатывают вопрос финансового участия в проекте строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали скоростного движения (ВСМ) из Москвы в Северную столицу. Город готов войти в состав участников концессионера, созданного для реализации проекта. Об этом губернатор региона Александр Беглов сообщил по итогам совещания, которое прошло 15 февраля под председательством президента России Владимира Путина.

Напомним, что высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдет по территориям Москвы, Петербурга, Московской, Ленинградской, Тверской и Новгородской областей. Поезда будут ходить с периодичностью в 10-15 минут, время в пути от Петербурга до Москвы составит 2 часа 15 минут, от Петербурга до Новгорода – 29 минут, от Москвы до Твери – 39 минут. Длина участка от Петербурга до Москвы составит 679 км.

Реализовать проект планируется в два этапа. Первый – от Петербурга до Зеленограда, на строительство которого потребуется порядка 1,755 трлн руб. в рамках концессионного соглашения. Второй – строительство выхода из Москвы, его предполагается осуществить в рамках инвестиционной программы «Российских железных дорог» за 221,5 млрд руб.

На проект будут выделяться средства из федерального бюджета (около 610 млрд руб.), а также займы банков. Как пояснил министр транспорта России Виталий Савельев,  из общей суммы на реализацию проекта 218,5 млрд руб. составят взносы в уставный капитал концессионера, 290 млрд руб. – облигации пенсионного фонда «Газфонд», еще 903,8 млрд руб. составят кредиты ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка.

«Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд руб. на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 млрд руб. за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 г.», – отметил министр.

Кроме того, для реализации проекта потребуется федеральный грант в размере 28,5 млрд руб., который потратят на выкуп земельных участков. Также порядка 300 млрд руб. необходимо на поддержку операционной деятельности концессионера в первые десять лет работы ВСМ после 2028 г.

Первая партия поездов для высокоскоростной железнодорожной магистрали составит 28 штук, на закупку которых направят 148 млрд руб. По словам Савельева, поставить поезда на линию могут к 2028 г. Предусматривается создание транспорта с полной локализацией на базе производственных мощностей предприятий групп «Синара» и «Трансмашхолдинг».

Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в финансировании проекта примут участие все регионы «по мере возможности». В настоящее время в рамках реализации проекта уже создана компания-концессионер «ВСМ – две столицы». «В соответствии с указанием президента Петербург проработал вопросы финансового участия в проекте ВСМ и готов войти в состав участников концессионера», – сообщил Беглов.

В Петербурге уже утверждены проекты планировки территории для строительства 12 км дополнительных железнодорожных путей под новую магистраль на участке Санкт-Петербург-Главный – Обухово-2, включая две станции. При функциональном зонировании территории в составе Генплана учтено расположение терминала ВСМ. Также изданы нормативно-правовые акты об изъятии участков земли и недвижимости на территории города в целях реализации проекта.

«Комплекс мероприятий, связанных с проектированием и строительством ВСМ в границах нашего города, в полном объеме включен в новый Генеральный план Санкт Петербурга. В рамках реализации проекта ВСМ планируется реконструкция станции Санкт-Петербург-Главный и строительство технической станции Обухово-2 ВСМ», – цитирует губернатора пресс-служба Смольного.

По словам Беглова, в законодательстве Петербурга уже предусмотрены льготы для организаций и проектов в сфере развития железнодорожного транспорта. Власти рассчитывают до конца I квартала 2024 г. внести изменения в региональное законодательство и продлить сроки предоставления этих льгот на период концессии. Однако в Смольном не уточнили, какой объем финансирования будет выделен из бюджета города.

Готовиться к реализации проекта уже начали и в Ленинградской области. «Мы поддерживаем проект и уже начали его проработку. Для минимизации воздействия на окружающую среду часть магистрали в регионе планируется в эстакадном исполнении», – отметил губернатор региона Александр Дрозденко. Общая длина высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая будет проложена по территории Ленинградской области, оценивается в 76 км. Ранее «Ведомости» писали, что участок на территории Лисинского заказника будет построен в формате виадука. По данным Дрозденко, протяженность надземного участка составит около 7 км.