Виадук протяженностью 7 км построят в Ленобласти в рамках проекта ВСМ
Его стоимость может увеличить строительство самой дороги на 3-5%Участок высокоскоростной магистрали (ВСМ) на территории Лисинского заказника в Ленинградской области (особо охраняемая территория) будет построен в формате виадука. Такая договоренность была достигнута между властями Ленинградской области и руководством РЖД, сообщил изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» губернатор региона Александр Дрозденко.
По данным Дрозденко, протяженность надземного участка составит около 7 км. Общая длина высокоскоростной железнодорожной магистрали сообщением Москва–Санкт-Петербург, которая будет проложена по территории Ленинградской области, оценивается в 76 км. Решение проложить виадук было принято для того, чтобы минимально задействовать территорию заказника и не навредить лесной флоре и животному миру.
«Виадук будет проходить выше деревьев для того, чтобы природа осталась внизу. Это недешевый вариант, но мы его согласовали, поскольку не хотим, чтобы через заказник проходила железная дорога», — рассказал Дрозденко.
Он подчеркнул, что вариант строительства участка по земле стандартным способом изначально не рассматривался. Альтернативным маршрутом мог стать подземный участок в виде тоннеля. Однако проект виадука оказался дешевле. Дрозденко не уточнил общую сумму. В «РЖД» также не назвали его возможную стоимость, отметив, что пока проект «находится на этапе всесторонней проработки».
Сколько будет стоить виадук
В прошлом году замминистра транспорта Валентин Иванов в кулуарах Транспортной недели оценил общую стоимость строительства ВСМ общей протяженностью 679 км в 1,7 трлн руб. Таким образом, прокладку 1 км можно оценить в среднем примерно в 2,5 млрд руб.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что стоимость строительства виадука в Ленобласти обойдется примерно в 50 млрд руб. или в 3% от стоимости всей дороги. По расчетам главного редактора проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислава Булгакова, виадук в общей стоимости ВСМ может составить около 5% или около 85 млрд руб. Он не исключает, что надземные участки могут появиться еще в нескольких местах на протяжении ВСМ. «Эстакадные участки всегда планировались, но в небольшом количестве. В основном в текучих болотах, заповедниках и там, где нивелировать надо повороты и перепады высот», – добавил он.
В свою очередь, эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко уверен, что строительство виадука в денежных затратах не будет сильно отличаться от прокладки земляного полотна железной дороги. «При обычном строительстве происходит выборка земли, на это место завозят щебень, песок, устанавливают водоотводные элементы и т. д. А если строить эстакаду по принципу ЗСД, процесс упрощается», — отмечает он.
Когда начнут строить дорогу
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г. и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. По данным РЖД, сейчас в рамках проекта выполняется комплекс инженерных изысканий, ведется работа по получению исходно-разрешительной документации, осуществляется разработка проектной документации.
Реализация проекта может начаться уже в 2023 г., сообщал «РБК» со ссылкой на Иванова в ноябре прошлого года. Оно должно завершиться в 2027 г. Ожидается, что пассажиры смогут преодолевать расстояние между двумя столицами за 2,5 часа. Средства на создание дороги изначально планировалось привлечь в рамках инвестпрограммы РЖД и из Фонда национального благосостояния. Но в марте прошлого года «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что правительство может отказаться от финансирования проекта из ФНБ.
При этом основной участок дороги между Крюково и Обухово – 624,2 км – отдадут концессионеру, название компании не раскрывается. По данным СМИ, частным партнером проекта может выступить «Синара».
Где пройдет ВСМ
В Северо-Западном федеральном округе ВСМ пройдет в трех субъектах: Новгородской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге. В Новгородской области трассировка будет проходить по территории Новгородского, Маловишерского и Окуловского муниципальных районов. ВСМ пройдет по лесу в направлении областной столицы, а также пересечет федеральную автотрассу М-10. Здесь планируется разместить станцию «Великий Новгород ВСМ» и построить новый транспортно-пересадочный узел. В регионе появится еще одна станция – «Окуловка».
В Ленинградской области ВСМ пройдет по лесам и будет пересекать существующую железную дорогу по направлению Тосно–Гатчина, а также реки Ижора, Винокурка, Тосна и Тигода. В районе деревни Турово построят новую станцию «Жаровская».
В Петербурге ВСМ будет проходить в основном в одном коридоре с Октябрьской железной дорогой по территории объекта культурного наследия «Набережная Обводного канала», рядом с «Рубежом Ижора» и кладбищем «Памяти жертв 9-го января». На территории Фрунзенского района города планируется построить техническую станцию «Обухово-2». Участок ВСМ пройдет через исторические дома, снос которых весной этого года одобрило городское заксобрание. В том числе размещение терминала ВСМ в пределах Московского вокзала затронет склады Кокоревых.
Участие региональных властей при реализации ВСМ заключается в выделении участков под проект, уточнили в пресс-службах администраций трех регионов. На данный момент задействование региональных бюджетов не предусмотрено.