Петербург, Ленинградская и Новгородская области вложат в ВСМ до Москвы 46 млрд руб.
Путин поручил принять все решения по строительству ВСМ Москва-Петербург к 1 июляПрезидент Российской Федерации Владимир Путин поручил правительству в срок до 1 июля принять все решения по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Санкт-Петербургом и Москвой. Из документа, опубликованного на сайте Кремля 5 апреля, также стало известно, сколько составит минимальное софинансирование от регионов, по которым пройдет ВСМ. Для Москвы – 150 млрд руб., Петербурга – 30 млрд руб., Московской области – 20 млрд руб., Ленинградской области – 10 млрд руб., Новгородской области – 6 млрд руб., Тверской области – 5 млрд руб.
В тексте документа указано, что правительство РФ вместе с «Российскими железными дорогами», Сбербанком и исполнительными органами субъектов страны должны разработать ряд финансовых решений, необходимых для реализации проекта ВСМ, опираясь на установленные условия. Так, в 2025 г. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для предоставления кредитов на строительство объектов инфраструктуры планируется выделить не меньше, чем 300 млрд руб. по максимальной ставке 1% годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет. Ответственные стороны должны учесть предоставление в 2024-2028 гг. капитального гранта на выкуп земель в размере 29,5 млрд руб. На балансировку операционной модели проекта федеральная казна предоставит субсидии в размере до 299,4 млрд руб.
Распределение рисков
Концессионное соглашение по реализации проекта железной дороги с зарегистрированной в январе компанией «ВСМ две столицы» поручено подписать до 15 апреля. Риски, которые могут быть связаны со снижением прогнозного пассажиропотока, распределят между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов, на чьих территориях планируется строительство ВСМ, и концессионером. Что касается самих пассажиров, то к 1 июля должны стать известны цены на услуги проезда и провоза багажа на поездах магистрали.
В случае, если пассажиропоток снизится не более чем на 5%, убытки возместят из бюджетов субъектов. При понижении показателей на 5-10% – за счет концедента (им выступает государство). В случае снижения пассажиропотока более чем на 10% убытки разделят в равных долях между концессионером и концедентом.
Финансирование дополнительных затрат, которые могут возникнуть по причине срыва сроков строительства или увеличения капитальных затрат, ляжет на плечи концессионера – в пределах 10% сметной стоимости строительства. Если речь пойдет о большем увеличении стоимости, стороны согласуют дальнейшие действия в соответствии с концессионным соглашением.
Меры поддержки
Владимир Путин также поручил правительству обнулить налог на добавленную стоимость (НДС) для участников строительства магистрали и перевозчиков. «Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, предусматривающих установление налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0% при выполнении работ (оказании услуг) по проектированию и строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали, а также при оказании услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров по высокоскоростной железнодорожной магистрали, определив период действия указанной ставки налога», – говорится в документе.
Дополнительные меры поддержки также получат российские производители подвижного состава, в том числе в рамках механизма кластерной инвестиционной платформы. Госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» поручено обеспечить возможность финансирования мероприятий, связанных со строительством ВСМ, и использования механизмов лизинга при покупке высокоскоростного подвижного состава для магистрали в рамках программы «Фабрика проектного финансирования».
Проект магистрали
Высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдет по территориям Москвы, Петербурга, Московской, Ленинградской, Тверской и Новгородской областей. Время в пути от Петербурга до Москвы составит 2 часа 15 минут, поезда будут ходить раз в 10-15 минут. Общая длина участка – 679 км.
На реализацию проекта планируется потратить около 2 трлн руб. Из них почти 904 млрд руб. составят заемные у банков средства, еще 581 млрд руб. может выделить ФНБ, 218 млрд руб. составят взносы в уставной капитал концессионера. Как отмечал в конце февраля вице-премьер России Марат Хуснуллин, магистраль могут построить за 5 лет, в 2029 г.