Траты петербуржцев на оральные контрацептивы выросли почти на 14%
В упаковках потребление в I квартале этого года выросло меньше, составив 4%В I квартале этого года в аптеках Санкт-Петербурга было продано гормональных оральных контрацептивов на общую сумму в 508,5 млн руб. Это на 13,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г., сообщили аналитики DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад».
Примечательно, что в натуральном выражении (в упаковках) прирост был меньше и составил 3,7%. За первые три месяца этого года в Петербурге было продано 323 286 упаковок таких препаратов. Таким образом, увеличение трат петербурженок на контрацептивы в большей степени обусловлено ростом цен, чем натуральных объемов потребления. В марте 2024 г. средняя стоимость упаковки оральных контрацептивов в аптеках Петербурга составила 1573 руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 10,6%, что выше уровня годовой инфляции, которая в марте этого года в Петербурге составила 7,1%.
Основную долю продаж в категории оральных контрацептивов (в денежном выражении) в I квартале 2024 г. составили препараты, выпускаемые немецкой компанией Bayer, – «Джес» (28,8%), «Ярина» (13,2%), «Клайра» (12,3%), Жанин» (4,7%).
Независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков отмечает, что оральные контрацептивы не подлежат ценовому регулированию со стороны государства, так как не входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Поскольку конкурентов на данном рынке у немецкого производителя пока мало, это позволяет ему повышать стоимость препаратов.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк пояснил, что увеличение цен связано в том числе с логистическими издержками и инфляционным фактором. «Инфляция, которая происходит за рубежом, также влияет на конечную стоимость препаратов в российских аптеках, даже если соотношение курса отечественной и иностранной валют существенно не менялось в конкретный период», – добавил он.
При этом опрошенные изданием эксперты отмечают, что увеличение объемов потребления оральных контрацептивов в натуральном выражении на 3,7% можно оценивать как умеренный, но стабильный рост.
«Это очевидная тенденция к увеличению потребления оральных контрацептивов, которая связана с удобством системного использования. Важно отметить, что в гинекологии эти препараты используют не только как средства контрацепции, но и для коррекции цикла. Этот фактор тоже нужно учитывать», – отметил Шуляк.
Импорт лидирует
Несмотря на умеренно растущий спрос на оральные контрацептивы, российские производители пока не смешат увеличивать свое присутствие в этом сегменте рынка. В общей структуре продаж в январе-марте этого года на импортные оральные контрацептивы пришлось 98,4% упаковок. Доля отечественных препаратов составила всего 1,6%. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она все же подросла на 1 п. п.
Акушер-гинеколог семейной клиники «Роддом на Фурштатской» Наталья Боженко отмечает, что российские препараты в этом сегменте есть, но пока в небольшом объеме. Так, в 2023 г. компания «Фармасинтез-Тюмень» (входит в ГК «Фармасинтез») выпустила первую партию нового орального контрацептива, который входит в линейку «ПланиЖенс» для планирования беременности.
Однако Боженко отмечает, что активный вывод препаратов на рынок требует времени. «Возможно, пока вопрос состоит в инертности, привычке», – пояснила она, добавив, что увеличение доли отечественных препаратов в общей структуре продаж требует активного продвижения этих препаратов на рынке.
В то же время Глушков говорит, что низкий уровень локализации в этой категории связан и с тем, что производство гормональных препаратов имеет специфические дополнительные требования к защите персонала, что приводит к удорожанию самого производства. Учитывая, что в этом сегменте уже есть крупный иностранный конкурент, отечественные компании пока не стремятся активно наращивать свою долю в этом сегменте.
Защита с барьером
Если аптечные розничные продажи оральных контрацептивов в I квартале этого года в натуральном выражении показали умеренный, но все же рост, то продажи средств барьерной контрацепции (презервативов), напротив, упали.
В январе-марте этого года в аптеках Петербурга было продано 242 312 упаковок презервативов, что на 7,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении эта категория подросла на 1,9%. В январе-марте 2024 г. петербуржцы купили в аптеках средств барьерной контрацепции на 111,63 млн руб. В денежном выражении основную долю продаж составили бренды Durex (48,9%), Contex (35,2%), Maxus (4,1%). В марте этого года средняя стоимость упаковки составила 461 руб.
Эксперты сходятся во мнении, что падение объемов аптечных продаж презервативов связано не столько со снижением общих объемов потребления или переориентацией на оральные контрацептивы, сколько с переходом на другие каналы сбыта. «Мы видим тенденцию к снижению их покупки в аптеках, но есть другие каналы – маркетплейсы и продуктовый ретейл. Речь идет о перемещении в другие сегменты», – говорит Шуляк.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что этот тренд не обусловлен фактором цены, поскольку по стоимости продукта аптеки сейчас могут конкурировать с торговыми сетями и маркетплейсами. «Просто для потребителя сейчас удобнее добавить товар в корзину на маркетплейсе и сделать комплексную покупку», – резюмировал он.