Власти Архангельской области ведут переговоры по строительству судоремзавода с 12 инвесторами
Общая стоимость проекта оценивается в 48 млрд руб.Правительство Архангельской области и Агентство развития региона ведут переговоры с 12 потенциальными инвесторами о строительстве в регионе нового судоремонтного завода для гражданского флота. Как сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе областной администрации, инвесторам направили заявки и материалы маркетингового исследования по проекту.
«В настоящее время ведутся переговоры на предмет сотрудничества и уточнение деталей проекта», — рассказали в пресс-службе.
Напомним, соглашение о создании нового судоремонтного предприятия в Архангельской области подписали на полях ПМЭФ-2023. Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области» и правительство Архангельской области. На данный момент объем инвестиций в проект оценивается в 48 млрд руб., уточнили в пресс-службе регионального правительства. В качестве источников финансирования рассматриваются средства стратегического инвестора, банковское финансирование, господдержка и льготный лизинг.
Реализация этого проекта позволит обслуживать сухогрузы ледового класса, дизельные ледоколы, морские буксиры, суда река-море, промысловые суда, дноуглубительный и вспомогательный флот. По данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, комплекс сможет обслуживать более 200 судов или 40% от всего арктического флота. Сам судоремонтный завод будет состоять из двух доков грузоподъемностью до 6000 и 15 000 т, причальной линии протяженностью порядка 1,2 км и комплекса цехов для проведения полного цикла ремонта, техобслуживания и модернизации судов.
«В связи с тем, что дефицит судоремонтных мощностей не снижается, сохраняется высокая потребность в судоподъемных устройствах», — уточнили в пресс-службе областного правительства.
Сейчас в Архангельской области действуют сразу несколько крупных предприятий по судостроению и судоремонту, которые расположены в Северодвинске – «Севмаш», «Звездочка» и «Арктика». Они строят и ремонтируют атомные подводные лодки и военные корабли. Но опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что в Арктике существует дефицит судоремонтных мощностей, в том числе по строительству и ремонту гражданского флота. Но для реализации нового масштабного проекта потребуется серьезная господдержка потенциального инвестора.
Руководитель проектов практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Николай Козомазов рассказал, что в Арктике ближайшим местом для проведения ремонта судов является Мурманск. «Там [в Мурманске] имеется дефицит профильных мощностей. Наличие нового предприятия в регионе позволит сократить как минимум время, а в перспективе после выхода на полную мощность и затраты на ремонт», — прокомментировал эксперт.
Как отмечают эксперты, потребность в таких предприятиях будет расти из-за увеличения грузооборота Северного морского пути. Напомним, что в 2023 г. по СМП было перевезено 36,254 млн т грузов, что стало рекордом за все время эксплуатации маршрута, сообщала госкорпорация «Росатом». 31 мая вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев на заседании президиума госкомиссии по развитию Арктики сообщил, что грузопоток СМП в 2024 г. должен составить 71 млн т, а в целом за период с 2024 по 2035 гг. – 1,846 млрд т, писал «Интерфакс».
Новые мощности по судоремонту также планируют построить в Мурманске, где обсуждается создание целого судоремонтного кластера. В октябре прошлого года губернатор Мурманской области Андрей Чибис и председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин заключили соглашение о создании предприятия на базе зданий и сооружений бывшего судоремонтного завода в Мурманске. Но подробности проекта не раскрываются.
Что касается проекта в Архангельске, то с учетом высоких процентных ставок по кредитам в текущих условиях найти инвестора будет крайне сложно, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Найти необходимый объем финансирования в условиях высокой ключевой ставки сложно, поэтому могут возникнуть трудности с поиском инвесторов», — рассказал он. По словам Бурмистрова, другая проблема при реализации проекта заключается в привлечении высококвалифицированных кадров в Архангельской области. На новом судоремонтном заводе планируют создать до 3000 рабочих мест.
«Кроме того, возможность ремонта российских судов за рубежом хоть и сокращается, но ситуация не настолько критичная, чтобы создавать столь дорогостоящий проект в сфере судоремонта», — считает Бурмистров.