Власти НАО ищут инвестора для реконструкции морского порта и аэропорта в Нарьян-Маре
Для обновления аэропорта требуется минимум 10 млрд руб.Власти Ненецкого автономного округа (НАО) планируют реконструировать и модернизировать аэропорт в Нарьян-Маре. Речь идет как о строительстве новой взлетно-посадочной полосы, так и о модернизации аэровокзала, рассказал в интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» в рамках ПМЭФ-2024 глава НАО Юрий Бездудный.
«Уже довольно понятна сумма, связанная с модернизацией и реконструкцией взлетно-посадочной полосы, ее, по сути, заново придется строить. Работы оцениваются в рамках 10 млрд руб. А что касается сооружений аэропортовой инфраструктуры, то здесь инвестор будет дополнительно считать, на какие проекты он пойдет», – сказал глава региона.
Сегодня аэропорт Нарьян-Мара принимает порядка 200 000 пассажиров в год. Бездудный отметил, что в соотношении с численностью населения города (порядка 23 000 человек) это большой пассажиропоток. В связи с этим регион заинтересован и в реконструкции аэровокзала. Проект предлагается реализовать совместно с инвестором в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Власти НАО готовы предложить ему проект ГЧП по модернизации и реконструкции аэропорта и всего, что связано с аэровокзальной инфраструктурой. Бездудный добавил, что эту тему планируется развивать на большой сессии с потенциальными инвесторами в июне. Названия компаний, с которыми уже ведутся переговоры, он не раскрыл.
Власти НАО также рассматривают вопрос создания новых портовых мощностей и вместе с потенциальными инвесторами прорабатывают возможность реконструкции и модернизации морского порта Нарьян-Мар. Объект расположен в устье рукава Большая Печора реки Печоры, впадающей в Баренцево море, и является замерзающим портом с сезонной навигацией.
По данным сайта «Морские вести России», грузы в порту обрабатывают два оператора – ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» и ООО «НАО – Арктик Порт» (оператор удаленного морского терминала «Амдерма»). Через порт Нарьян-Мар переваливаются каботажные грузы, которые доставляются в летний период с верховьев реки Печоры судами река-море и морскими судами по программе северного завоза из Архангельска. На терминале «Амдерма» перегружаются нефтепродукты. Общий объем перевалки грузов в порту в 2022 г. составил 47 000 т, что на 32,5% меньше, чем в 2021 г. Данные за 2023 г. официально не раскрывались.
«Все, что связано с портовой инфраструктурой, в первую очередь прерогатива федерального центра, поэтому мы ведем переговоры и с правительством, и с инвесторами. По моему мнению, в этом году мы определимся, в какой точке на карте этот порт будет», – рассказал глава НАО.
Напомним, что в НАО уже создается порт Индига, который расположен в акватории Баренцева моря у мыса Большой Румяничный в 50 км от поселка Индига. Годовая мощность на первом этапе – 80 млн т, проект планировалось запустить в 2025 г., а к 2035 г. – увеличить грузооборот до 120 млн т.
Как ранее сообщал Бездудный, уже в этом году порт может начать работать в режиме трансшипмента – перегрузки контейнеров в порту на пути следования с борта одного судна на борт другого судна. В дальнейшем инвестор проекта – корпорация «Аеон» – будет развивать портовую инфраструктуру.