Финансисты назвали выигравшие и проигравшие от санкций регионы Северо-Запада

Территории, специализирующиеся на лесопереработке и автопроме, пострадали больше других
Эксперт назвала падение в автопроме самым «тяжелым случаем» /«Автотор»

Больше всего от изменения геополитической ситуации, начала СВО и введения санкций в России выиграли те регионы, где хорошо развит оборонный комплекс, а также логистика. Наиболее же пострадавшими стали территории, где традиционно развивался автопром и лесопромышленный комплекс. К такому выводу пришли участники региональной дискуссии, организованной в рамках Финансового конгресса банка России.

Глубокое падение

По словам генерального директора Агентства трансформации и развития экономики Владислава Онищенко, одной из самых пострадавших из-за санкций отраслей стала лесная промышленность, а вместе с ней регионы Северо-Запада. «Все, что связано с лесной промышленностью, пострадало. И видимо, это достаточно устойчивое долгосрочное явление, потому что прежде всего это был европейский рынок. Во-вторых, с учетом логистических издержек перенаправить на восток и другие направления все, что связано с лесопромышленным комплексом, достаточно дорого. Хотя при этом все равно такого рода тенденция имеет место быть», – отмечает эксперт.

Среди наиболее пострадавших в этом плане он отметил Карелию. Согласно данным Рослесхоза, наибольшие объемы лесозаготовки традиционно были также у Вологодской, Архангельской областей и Республики Коми.

По оценке профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, лесопереработка на Северо-Западе пока не может восстановиться до прежних показателей. Активно увеличивают выпуск продукции только производители плит для мебели. Согласно данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, производство мебели выросло за 2023 г. почти на 40% как в деньгах, так и в натуральном выражении. «Рост мебельного производства в России – это вместо ушедших IKEA и других. Это мы восстановили, но все остальное – мимо», – пояснила ученый.

Но самым «тяжелым случаем» она назвала автопром. «Калуга и Калининград – жертвы, которые ни разу не восстановились до 2023 г. С учетом того, что у нас в 2023 г. в шесть раз выросли продажи китайских автомобилей, я думаю, вы понимаете, как «быстро» будет восстанавливаться российское легковое автомобилестроение», – говорит Зубаревич.

Ранее «Ведомости» писали, что Калининградский автомобильный холдинг «Автотор» по итогам 2023 г. произвел 38 000 автомобилей. При этом в начале года были озвучены планы на производство 50 000–70 000 машин.

Разворот логистики

Кроме того, западная и западноевропейская части страны стали «проигравшей стороной» из-за смещения экспортно-импортных логистических потоков, добавляет Онищенко. «До этого основной потребительский импорт со стороны проходил через Северо-Запад. Теперь основной импорт проходит через Дальний Восток. В этом смысле, если мы говорим о выигрыше в смысле пользования и строительства дополнительной транспортной инфраструктуры, ее эксплуатации, то в среднесрочной перспективе выигравшим выглядит скорее восточное направление. А проигравшим – западная и западноевропейская часть страны», – пояснил эксперт.

В то же время Онищенко признает, что регионы Северо-Запада тоже могут получить «второе дыхание», в первую очередь это касается транспорта и логистики. На фоне увеличения внутреннего спроса транспортная ветка и транспортная доступность Мурманского транспортного района будет востребована, уверен он. «Прежде всего это железные дороги, потому что все-таки круглогодичный порт далеко на Севере, который может охватить все, что связано с европейской частью, при определенных условиях вполне выглядит привлекательным. Это можно увидеть как по объему стройки в инфраструктуре Мурманской области, так и по объему загрузки портов. Они опять растут», – комментирует он.

Бенефициары внутреннего спроса

Значительная часть регионов все же стала так называемыми бенефициарами роста внутреннего спроса и импортозамещения, даже если оно было вынужденным, уверена заместитель начальника Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Екатерина Богопольская. И регионы Северо-Запада здесь тоже не стали исключением. «Сейчас при возникновении государственного спроса по широкому кругу инвестиционных товаров они получили дополнительный импульс. Это проекты, реализующиеся в области самолетостроения, судостроения и др. И здесь стоит отметить Санкт-Петербург», – рассказала она.

Объем гражданского судостроения в России по итогам 2023 г. вырос на 25% по отношению к предыдущему году, заявлял премьер-министр РФ Михаил Мишустин. При этом объемы выпуска гражданских судов – грузовых и пассажирских – увеличились на четверть, и более чем вдвое – для рыбопромысловых компаний. По данным Смольного, сейчас на верфях города строится 30 военных кораблей и 29 гражданских судов, в том числе три универсальных атомных ледокола.

Среди других драйверов государственного спроса Богопольская назвала обеспечение технологического суверенитета: «Это очень широкая группа проектов, начиная от микроэлектроники в Москве и Ленинградской области до сельскохозяйственного и тяжелого транспортного машиностроения на юге нашей страны».

Заказ для деревообработки

Деревообработка на Северо-Западе тоже разворачивается в сторону отечественных потребителей. «Здесь есть большая поддержка – мебельщики, загруженные заказами. Источниками этого роста является и большое развитие индивидуального жилищного строительства, которое мы отмечаем в последнее время. Поэтому у деревообработки и смежных производств в Северо-Западе, я думаю, есть некие надежды», – уверена она.

Согласно последнему докладу ГУ ЦБ «Региональная экономика» производство продукции деревообработки в СЗФО растет. Для удовлетворения высокого спроса со стороны отечественных производителей мебели предприятия Северо-Запада наращивали выпуск плитной продукции. На одном из вологодских предприятий была запущена новая линия по производству волокнистых плит. Кроме того, новгородская компания освоила изготовление новых видов продукции: мебельных декоров, кромок и столешниц. Некоторые предприятия Новгородской области и Республики Коми развивали розничные продажи (в частности, мебели, топливных брикетов, дров для камина), расширяя свое присутствие на маркетплейсах.

«На фоне роста внешнего спроса компании макрорегиона увеличивали экспортные поставки. Так, представители отрасли из Вологодской области с начала года кратно увеличили объемы отгрузки пиломатериалов в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки», – отмечают в ГУ ЦБ.

Спрос на машиностроение

Кроме того, согласно данным ЦБ, в I квартале 2024 г. на Северо-Западе продолжился рост объемов производства в машиностроении. Этому способствовало расширение внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения. Так, в начале года в макрорегионе было запущено первое в стране производство морских ограждений для локализации пятен аварийных разливов нефтепродуктов. В начале апреля в Калининградской области был введен в эксплуатацию цех по производству износостойких пластин для нефтегазовой промышленности. Новгородская компания получила заказ на разработку и производство опытных образцов отечественного двигателя для буровой установки.

Наращиванию выпуска также способствовал рост внешнего спроса. Например, машиностроительный завод в Карелии в начале мая отгрузил изготовленную трубопроводную арматуру в одну из стран Южной Азии, где реализуется проект по строительству атомной электростанции. Кроме того, предприятия продолжают расширять и модернизировать производственные мощности.