Продажи электрокаров в Петербурге и Ленобласти упали во II квартале на 30-40%
Падение произошло из-за повышения утильсбора и запрета ввоза растаможенных в ЕАЭС электромобилейПродажи новых электромобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области во II квартале 2024 г. показали существенное падение относительно I квартала, следует из отчета «Автостат инфо» (имеется в распоряжении редакции). Если в I квартале 2024 г. в Петербурге было продано 366 электромобилей, то во II квартале этот показатель снизился до 264 (-27,8%). В Ленинградской области в I квартале зарегистрировали 65 новых электрокаров, а во II квартале – 36 (-44,6%).
Опрошенные «Ведомостями» эксперты поясняют, что темпы продаж во II квартале снизились на фоне повышения утильсбора для электрокаров, которые ввозят параллельным импортом, и последовавшего затем роста цен. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева также напомнила, что с февраля 2024 г. в России ужесточили правила сертификации электромобилей, которые не указаны в перечне брендов для параллельного импорта. А с 1 апреля 2024 г. был запрещен ввоз в Россию электромобилей и гибридов, растаможенных в странах ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Мера коснулась, в частности, популярных китайских марок Zeekr и Avatr.
В результате количество предложения электромобилей на рынке к концу полугодия снизилось на 20%, подчеркнул директор по продажам и развитию «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин. «Это привело к снижению количества импортируемых автомобилей и увеличению цен на 5%», — прокомментировал он.
Гордеева добавляет, что реальная стоимость повышения зависит от каждой модели электромобиля, который ввозят из-за рубежа, и может варьироваться от нескольких сотен тысяч рублей до 1 млн руб. «Поэтому на данный момент можно говорить о том, что рынок электрокаров преимущественно состоит из премиального сегмента», — рассказала она.
В то же время в целом за I полугодие 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. продажи машин в Петербурге выросли в 2,8 раза. Всего в городе в этом году было зарегистрировано 630 электрокаров. Аналогичный рост (в 2,9 раза) отмечен в Ленинградской области, где в этом году был зарегистрирован 101 автомобиль.
В разрезе моделей самыми популярными остаются китайские электрокары Zeekr. Напомним, Россия и страны СНГ пока не входят в число официальных представителей компании. Все торгующие машинами импортеры и реселлеры в РФ действуют согласно постановлению правительства РФ № 506 о параллельном импорте. В Петербурге в I полугодии в топ-3 вошли модели Zeekr 001 – продано 212 авто, Zeekr X – 65, Zeekr 009 – 36. Следом идет Avatr C11 – 24, Volkswagen ID – 23, Tesla Y – 22, Lotus Eletre – 18. В Ленинградской области в топе Zeekr 001 – 35 и Zeekr X – 19, на третьем месте липецкий Evolute-I-Pro – 6, далее следуют Avatr C11 (4 проданных авто за полгода) и Zeekr 007 (3 машины).
Вместе с тем доля электромобилей в общем объеме продаж всех новых машин остается невысокой: в I полугодии в Петербурге она составила 1,84%, в Ленобласти – 1,07%. И несмотря на влияние негативных факторов, эксперты ждут сохранения кратного роста продаж на фоне низкой базы.
Гордеева говорит, что сейчас сохраняется целый ряд факторов, которые по-прежнему стимулируют рост продаж. В частности, речь идет о бесплатном использовании платных парковок в Петербурге и бесплатном проезде по федеральным трассам, а также более дешевой эксплуатации электромобилей по сравнению с традиционными машинами с ДВС.
Кроме того, в Петербурге активно развивается зарядная инфраструктура, что также позволяет покупателям более комфортно использовать электромобили, добавил Шкурыгин. «В Петербурге планируют открыть порядка 500 ЭЗС к 2026 г., что также является ключевым драйвером для приобретения таких машин. При этом до конца 2024 г. прогнозируется сохранение темпов продаж на уровне II квартала текущего года», — резюмировал он.