Рынок доставки готовой еды в Петербурге по итогам года может вырасти на 20%

Участники отрасли фиксируют растущий спрос со стороны молодежи в возрасте от 18 до 24 лет
Эксперты и участники рынка полагают, что оборот доставки готовой еды продолжит увеличиваться год к году /freepik

Эксперты прогнозируют рост оборота доставки готовой еды в Санкт-Петербурге по итогам 2024 г. более чем на 20%. Как рассказала изданию «Ведомости Северо-Запад» руководитель службы ресторанных продуктов и интеграций сервиса «Яндекс Еда» Динара Галеева, рынок готовой еды в Петербурге после резкого роста в период пандемии продолжает увеличиваться год к году.

«В прошлом году по сравнению с 2022 г., согласно данным компании «РБК исследования», сегмент доставки прирос на 17%. Это высокие темпы для уже развитого рынка. Сейчас на основе нашей аналитики видно, что в этом году рынок растет быстрее, чем в прошлом, что дает предпосылки для роста более чем на 20%», – пояснила она.

Темпы роста сегмента доставки готовой еды в Петербурге в целом соответствуют общероссийским трендам, но сама структура спроса несколько отличается. В Петербурге наиболее высокими темпами растет интерес к скандинавской, татарской и восточной кухне – число заказов таких блюд за год выросло более чем в три раза. Также в регионе наблюдается интерес к французской кухне, которая, как и скандинавская, не имеет большой популярности в других российских регионах, в отличие от Петербурга.

Согласно данным «Яндекс Еды», 71% заказов в Петербурге формируют покупатели в возрасте до 35 лет. При этом аналитики уже фиксируют увеличение спроса на доставку со стороны молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Каждый третий заказ на сервисе совершается таким пользователем. Галеева пояснила, что молодая аудитория привыкает заказывать готовую еду через доставку, и по мере их взросления, а также роста платежеспособности сегмент в перспективе будет прирастать.

Другие факторы, влияющие на последовательный рост оборота доставки готовой еды, связаны с работой сервисов по увеличению скорости доставки, а также более активным применением инструментов выгоды (промоакции, скидки и т. д.). По данным Галеевой, каждый четвертый заказ на сервисе в Петербурге совершается с применением скидки. Она добавила, что покупатели обращают внимание и на базовую цену блюда, но скидка служит дополнительным стимулом. При выборе новых блюд 65% пользователей также обращают внимание на описание, 62% – на ингредиенты, 56% – на фотографии. Наличие фото позволяет увеличить число заказов блюда на 10%.

Эксперты и участники рынка полагают, что оборот доставки готовой еды продолжит увеличиваться год к году, однако вопрос состоит в темпах этого прироста. По данным генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в прошлом году рынок готовой еды (включая доставку и самовывоз) вырос больше – на 27%. Речь идет о статистике по России, но эксперт отмечает, что подобные темпы актуальны и для Петербурга. По его оценкам, в текущем году следует ожидать более низкие темпы роста на уровне 20-25%.

«Однако надо смотреть на динамику II полугодия. Предпосылки для более активного роста были, но свою роль сыграл ряд факторов. Это жаркое лето, из-за чего петербуржцы стали раньше уезжать из города, а также негативные инфоповоды, связанные с массовым отравлением продукцией сервиса «Кухня на районе» в ряде российских регионов», – отметил он.

Основатель сервиса готовой еды Grow Food Павел Паскарь также отмечает, что негативные инфоповоды влияют на спрос. «Проблема состоит в том, что не у всех хорошее качество, и каждый подобный случай задевает весь рынок в целом», – пояснил он. Другой вызов для сегмента доставки еды из заведений общественного питания связан с конкуренцией со стороны ретейла, который также развивает сегмент готовой еды. Бурмистров отмечает, что продажи готовой еды в ретейле в России в январе-июне этого года выросли на 29%, в годовом выражении до 435 млрд руб.

Однако Паскарь выразил мнение, что речь идет о разной продукции и модели потребления. По его словам, ретейл, скорее, дополняет сервисы доставки, чем конкурирует с ними. «Про модель готовой еды сейчас говорят активно, плюс бренды инвестируют средства в охваты аудитории. Со временем это конвертируется в рост объемов продаж», – резюмировал он.