Автозаводы Петербурга в I полугодии увеличили продажи более чем в 6 раз
Но производство все еще отстает от досанкционного периода почти в 7 разОбъем отгрузки автомобилей, произведенных на автозаводах Санкт-Петербурга по итогам I полугодия, в денежном выражении составил 37,5 млрд руб. Это в 6,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Петростата.
При кратных продажах за январь-июнь 2024 г. этот показатель отстает от досанкционного периода I полугодия 2021 г. более чем в 6,8 раза. Тогда объем отгруженных автомобилей в денежном выражении составлял 256,2 млрд руб.
Стоит отметить, что оборот автозаводов за I полугодие 2024 г. вырос в 5,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, он вырос до 42 млрд руб., следует из данных Петростата.
Напомним, на данный момент в Санкт-Петербурге работают два автозавода из трех. Так, «Автозавод Санкт-Петербург» выпускает машины Xcite X-Cross 7 на площадке бывшего Nissan. Генеральный директор предприятия Иван Миронов в середине июня сообщал, что к 1 июля планируется выпустить 10 000 кроссоверов.
Мощности Hyundai в Петербурге перешли к компании «Арт-финанс», на предприятии, которое теперь называется «Автомобильный завод АГР», под брендом Solaris выпускают четыре линейки машин: два седана, хэтчбек и кроссовер. В пресс-службе компании уточнили, что за I полугодие было произведено более 10 500 машин.
По данным «Автостат инфо», в I полугодии 2024 г. в России было зарегистрировано 1414 машин под брендом Solaris и 444 автомобиля под брендом Xcite. В Петербурге за этот период было зарегистрировано всего 37 машин Solaris и 9 Xcite.
Завод Toyota в Шушарах передали ФГУП «НАМИ», но производство на нем после 2022 г. до сих пор не запущено. В июне 2024 г. власти Санкт-Петербурга и компания «Аурус» подписали соглашение о начале производства премиальных автомобилей Aurus.
Кроме того, вице-премьер России в марте 2024 г. говорил, что концерн «Алмаз-Антей» планирует в 2026 г. запустить сборку электромобилей E-Neva на бывшем заводе Toyota. По его словам, компания перегружена основными задачами, поэтому запуск производства не такой быстрый.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты указывают, что кратный рост показателя по объему отгрузки автомобилей связан с эффектом низкой базы в прошлом году. Фактически в I полугодии 2023 г. было известно только о небольших произведенных партиях автомобилей на бывшем заводе Nissan, остальные заводы находились в простое, объясняет автомобильный эксперт Денис Гаврилов.
Напомним, перед тем, как завод Nissan перешел под управление «Автозавод Санкт-Петербург», его передали «АвтоВАЗу». Компания планировала выпускать автомобили X-Cross 5 совместно с китайским партнером, но после попадания в санкционный список США сотрудничество было остановлено.
Руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко добавил, что на показатель объема отгрузки наибольшее влияние оказывает ценовой фактор выпускаемых автомобилей. «В результате выпускаемые машины на петербургских заводах сегодня обходятся значительно дороже, так как комплектующие везут из третьих стран, но и потребитель готов платить больше», — рассказал эксперт.
При этом из-за отсутствия локализации производства факторов, которые влияют на автопром в Петербурге, больше, считает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев. «Прежде всего главный риск – возможный отказ от сотрудничества со стороны китайских партнеров, как это произошло уже годом ранее», — рассказал он.
По словам Гаврилова, осложнить производство автомобилей могут также проблемы с платежами в Китай, с которыми столкнулись российские компании. «Не все китайские банки сейчас принимают прямые платежи из России, пока это не стало проблемой, сохраняются риски с поставками машинокомплектов», — прокомментировал он.
Эксперт добавил, что в случае сохранения нынешних условий производства его темпы могут сохраниться на уровне I полугодия, в результате общий объем производства на петербургских автозаводах достигнет более 40 000 автомобилей за 2024 г. При этом, по данным Смольного, в 2021 г. на петербургских автозаводах было выпущено более 368 000 машин.