Севморпуть расширит границы

Официальный маршрут СМП расширят от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока
Пока что большую часть грузооборота формируют экспортируемые нефть и газ /nsr.rosatom.ru

Правительство России готовит новый проект развития Северного морского пути в рамках формирования нацпроекта «Эффективная транспортная система». Об этом специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов рассказал на II форуме «Арктика – Регионы».

Одним из ключевых изменений развития СМП станет утверждение его официального маршрута. Традиционно в юридическом понимании СМП – это 3000 морских миль в пределах от Новой Земли до Берингова пролива. При этом фактически СМП уже вышел за пределы этих границ, отметил спикер.

«Например, Архангельск уже формально находится за пределами СМП. Весь наш грузопоток или начинается, или заканчивается за текущими границами СМП. Вопрос – как назвать этот маршрут? Мы предложили «Большой Севморпуть», – рассказал Панов, добавив, что новый нацпроект будет рассматривать развитие транспортного коридора от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока, то есть около 8000 морских миль.

Диверсификация грузов

По словам Панова, в этом году грузооборот по СМП составит рекордные 40 млн т. Это почти на 4 млн т больше, чем в 2023 г. «Рекорд Советского Союза 6,7 млн т – в 1987 г. В этом году мы ожидаем новый рекорд до 40 млн т. В прошлом году у нас было 36,25 млн т», — отметил он.

Пока что большую часть грузооборота формируют экспортируемые нефть и газ с сырьевых проектов, которые реализуются в Арктической зоне РФ. При этом в 2018 г. указом президента РФ было определено, что к 2024 г. необходимо довести объем транспортировки грузов до 80 млн. т в год. Такая оценка строилась на основе перспективного прогноза развития добывающих проектов в Арктике, который не реализовался.

При этом перевозки международных транзитных грузов по СМП, а также число каботажных рейсов растут. По словам Панова, транзит в этом году увеличился на 50% – до 3 млн т (в 2023 г. объем транзита составил 2,1 млн т). Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов также отметил, что растет и доля контейнерных каботажных грузов. «В перевезенных 36 млн т в этом году более 1 млн т – это как раз грузоперевозки между портами нашей страны», – подчеркнул он.

«Раскатать» новые маршруты

Панов рассказал, что сейчас по «Большому СМП» идет раскатка новых маршрутов, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета. Напомним, механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП был запущен в 2022 г. На это из федерального бюджета ежегодно выделяется по 560 млн руб. Средства предназначены компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Сначала в программе участвовали только Большой порт Санкт-Петербург, порты Мурманск, Владивосток и Восточный, позже к ним добавили порты Архангельск и Находка.

В конце июля из Архангельска вышел первый субсидируемый рейс в этом году. Сухогруз Lady D под российским флагом примерно за 70 дней пройдет по маршруту «Архангельск–Певек–Корсаков–Находка–Магадан–Петопавловск-Камчатский–Певек–Мурманск» и доставит грузы северного завоза, минеральные добавки в биг-бэгах для промышленников Чукотки, металлоконструкции для строительства мостов в Певеке, а также экспортную продукцию региональных предприятий лесопромышленного комплекса, которая далее последует в Китай.

Как рассказал Гусейнов, если в 2022-2023 гг. в год совершалось по два таких рейса, то в этом году запланировано три. При этом суда могут заходить уже в 14 портов. «Сейчас мы раскатываем новые логистические маршруты, которые сначала даже не предполагались. Раньше, чтобы перевезти один контейнер, нужно было фрахтовать целое судно. Сейчас по сути государство фрахтует судно и дает возможность по доступной цене перевезти даже 1-2 контейнера. Судно может заходить во все 14 портов, если там есть хотя бы одна тонна грузов», – рассказал Гусейнов. По его словам, в ближайшие годы власти продолжат субсидировать такие перевозки. Но рассчитывают, что в перспективе на маршруте из Архангельска до Владивостока появятся устойчивые логистические связи, и на него будут выходить уже коммерческие суда.

Китайская экспансия

Развивать перевозки по СМП готовы и китайские партнеры. В прошлом году китайская Hainan Yangpu Newnew Shipping и компания «Торгмолл» запустили по СМП грузовую контейнерную линию Архангельск–Шанхай и в этом году планируют совершить по ней более 10 рейсов. Кроме того, 5 июля был запущен первый рейс по мультимодальному маршруту «Экспресс СМП № 1», который включает 200 км пути из Москвы в Архангельск по суше и еще 6600 морских миль по воде. Как отметил управляющий директор китайской транспортно-логистической компании Ке Цзинь, в 2024 г. по маршруту планируется перевезти около 20 000 TEU. 

Кроме того, на ПМЭФ-2024 Hainan Yangpu NewNew Shipping и «Росатом» подписали соглашение о создании совместного предприятия и запуске круглогодичной контейнерной линии между портами России и Китая через акваторию Севморпути. В рамках соглашения планируется построить до пяти судов арктического класса, которые позволят компании совершать работу на СМП круглогодично и перевозить до 50 млн т грузов в год. По словам Ке Цзиня, первое судно должно выйти в рейс в 2027 г.

При этом Hainan Yangpu NewNew Shipping – не единственная китайская компания, которая нацелилась на СМП. «Сейчас на линии уже работает одна компания из Китая, и мы ждем выхода еще одного китайского партнера», – рассказал Панов, но не стал озвучивать его название.

Углубить Архангельск

Чтобы наращивать грузооборот по СМП, важно не только запускать новые линии и строить флот, но и развивать сами порты. Например, по оценке губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, через местный порт в перспективе 15-20 лет можно направить до 50 млн т грузов. Но сегодня порт Архангельск способен переваливать лишь 6 млн т, а фактически по итогам 2023 г. объемы перевалки составили лишь 1,9 млн т. «Есть ограничения, связанные и с железной дорогой, которые надо преодолеть, и со строительством новых портовых мощностей», – рассказал губернатор.

В прошлом году правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 г., который предусматривает строительство нового терминала в морском порту Архангельск к 2040 г. мощностью 25 млн т и создание глубоководного морского района в Двинском заливе Белого моря. Ввод в эксплуатацию новых объектов ожидается в 2031 г. На ПМЭФ-2024 власти подписали соглашение по развитию проекта с компанией «Евросиб». Как рассказал губернатор, сейчас проект находится в стадии проработки, разрабатывается декларация о намерениях. «Мы понимаем и потенциальных инвесторов, которое готовы вкладываться в развитие этой инфраструктуры», – сказал Цыбульский, но не озвучил компании.

«Сегодня нам требуются увеличенные расходы в строительство портовой инфраструктуры для того, чтобы потенциал Северного морского пути реализовывался на 100%, на полную свою мощь. А полная его мощь и экономика появится только с увеличением объема перевалки. И даже 100-200 млн т – это лишь начало для глобальной деятельности российской транспортной артерии», – подчеркнул глава региона.