Северному морскому пути может не хватить судов

Для обеспечения заявленного к 2035 г. грузооборота по СМП потребуется 130-160 единиц флота
В 2030 г. грузооборот по СМП может достичь 193 млн т /АО «ОСК»

Более 130 единиц флота необходимо будет задействовать на Северном морском пути (СМП) для обеспечения грузооборота, запланированного к 2035 г. Об этом во время пленарного заседания XVII Международной выставки по гражданскому судостроению «Нева 2023» сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. По данным директора дирекции СМП «Росатома» Вячеслава Рукши, потребность в судах будет еще больше – 160 единиц.

Согласно прогнозам «Росатома», уже в 2030 г. грузооборот по СМП может достичь 193 млн т, а в 2035 г. –  220 млн т. Напомним, что по итогам 2022 г. он составил 34,1 млн т. Это на 2 млн т больше прогнозной цифры.

Как рассказал Рукша, ожидается, что основными перевозимым по СМП грузами в 2030 г. станут сырая нефть (свыше 100 млн т в год) и сжиженный природный газ (СПГ, около 70 млн т в 2030 г.). Остальной объем обеспечат уголь, металлы и снабженческие грузы.

Но чтобы реализовать перевозки заявленного объема, необходимо резко нарастить строительство нового флота арктического класса, отметили участники пленарного заседания. Сейчас в России в эксплуатации находится только 45 грузовых судов высокого арктического класса. Как рассказал Евтухов, около 40 новых судов уже законтрактованы и находятся на различных этапах строительства. В Арктике уже работают три новых ледокола серии 22220, но к 2035 г. с учетом выбывающего устаревшего флота, нужно будет построить не менее 10 ледоколов проекта 22220 и новые ледоколы «Лидер». После ввода в эксплуатацию головного судна на воду должны быть спущены еще два серийных «Лидера». Также предстоит построить четыре новых неатомных ледокола. В общей сложности для того, чтобы справиться с запланированным к 2035 г. грузооборотом по СМП, требуется в общей сложности 18 новых ледоколов, уточнил Евтухов. При этом, по словам Рукши, за последние 10 лет было построено всего три новых ледокола.

По оценкам Рукши, всего для обеспечения грузооборота по СМП к 2035 г. нужно построить более 90 новых судов высокого арктического класса. При этом больше всего опасений у участников рынка вызывает не ледокольный флот, который служит лишь для проводки, а суда для грузоперевозок. Генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов напомнил, что отечественная внешняя торговля в целом обеспечена контролируемым Россией флотом менее чем на 10%. То есть более 90% всех работающих с Россией торговых судов сейчас контролируются другими странами.

«Если учесть, что российская внешняя торговля обеспечена контролируемым Россией флотом менее чем на 10%, актуальность проблемы становится очевидной. Чтобы возить указанные грузы, нужны крупнотоннажные суда. Особенно это касается СМП, где могут работать только специально сконструированные и специально построенные суда. Перед судостроителями стоит вызывающая и непростая задача», – подчеркнул он.

Основную потребность в ближайшие годы СМП будет испытывать в крупнотоннажных судах для перевозки нефти и СПГ. Напомним, что в этом году «Газпром» начал поставки по СМП сжиженного природного газа в Китай со своего среднетоннажного завода в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области. Первый танкер-газовоз с партией СПГ отправился в Китай по Севморпути в середине августа и прибудет в один из портов КНР во второй декаде сентября. По словам Евтухова, чтобы обеспечить в перспективе вывоз СПГ со строящегося завода в Усть-Луге, понадобится еще около 20 таких танкеров, которые сначала нужно построить.

Пока подобные суда в России может строить единственная в России верфь – судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Но она уже загружена заказами на постройку танкеров для проекта «Арктик СПГ–2» компании «Новатэк». Всего предполагается построить 15 газовозов и три танкера. «Строить такие крупнотоннажные суда можно только на «Звезде», других подходящих верфей для строительства крупнотоннажных судов в России нет», – подчеркнул Евтухов, добавив, что практически все российские верфи сейчас заняты и ограничены в приеме новых заказов, так как большинство проектов не реализуются в срок. Сроки ввода сдвигаются на 1-3 года.

Одна из ключевых причин задержки строительства грузового флота – проблемы с поставками комплектующих и судоходного оборудования. Например, в конце прошлого года южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) расторгла контракт со «Звездой» на строительство танкера-газовоза для проекта «Арктик СПГ–2». Как уточнил Евтухов, сейчас верфь ищет партнеров из дружественных стран. Но это уже привело к переносу сроков сдачи судов.

/«Росатом»

По оценке Рукши, чтобы СМП справился с растущим грузопотоком, в ближайшие 10 лет необходимо построить более 30 новых газовозов. «Если мы не решим эти задачи за ближайшие 5-10 лет, мы уже не удовлетворим задачи экономики, в первую очередь внешней торговли. У нас явно видно, что не хватает второй крупнотоннажной площадки», – подчеркнул он.

В свою очередь, Тонковидов отметил, что российский флот в целом сегодня функционирует в неравных условиях с иностранным. «Флот стал первой мишенью ограничений, мы сейчас работаем в неравных условиях по доступности к сервисам, капиталу, судоремонтной базе, стоимости запчастей и страхования», – уточнил он.

По словам главы «Совкомфлота», переломить ситуацию помогли бы изменения в законодательство. Речь идет об обсуждаемых дополнениях к «Кодексу торгового мореплавания РФ», которые дали бы «право первой руки» российским судовладельцам в конкуренции за грузы. «Если есть груз и два парохода – российский и иностранный – груз идет на российское судно», – пояснил Тонковидов суть инициативы. Однако пока такие изменения не были поддержаны.