Порт Архангельска рассчитывает вернуться к досанкционному грузообороту в 2025-2026 гг.

Европейский грузооборот полностью заменят каботажными перевозками и экспортом в Китай
По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот порта Архангельск в 2021 г. составил 3,2 млн т /t.me/Tsybulskiy_A

Грузооборот порта Архангельск может вернуться к досанкционным показателям в 2025-2026 гг. Это станет возможным за счет развития каботажных рейсов и увеличения экспорта и импорта в Китай. Таким прогнозом с изданием «Ведомости Северо-Запад» поделился генеральный директор Архангельского морского торгового порта Цецен Горяев.

По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот порта Архангельск в 2021 г. составил 3,2 млн т. Но после введения санкций он сократился в 2022 г. на 28,7% – до 2,3 млн т., а в 2023 г. упал до 1,9 млн т. Однако уже в этом году показатели начали восстанавливаться. В результате по итогам I полугодия 2024 г. грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,6% и составил 1,2 млн т.

По словам Горяева, важным драйвером роста для восстановления грузооборота станут каботажные рейсы – субсидируемые государством перевозки в рамках Северного морского пути (СМП). Горяев связывает растущий грузооборот на этой линии с «возобновившейся стройкой» в Арктике.

Напомним, механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП между российскими портами был запущен в 2022 г. Средства предназначены компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из-за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты. Сначала в программе участвовали только Большой порт Санкт-Петербург, порты Мурманск, Владивосток и Восточный, в прошлом году к ним добавили порты Архангельск и Находка. В конце июля из Архангельска вышло первое в этом году судно в рамках субсидированного маршрута. На борту –минеральные добавки, металлоконструкции для промышленников и строителей мостов, а также пиломатериалы для дальнейшего экспорта в Китай. Судно пройдет по маршруту Архангельск–Певек–Корсаков–Находка–Магадан–Петропавловск-Камчатский–Певек–Мурманск. Всего в этом году планируется выполнить по СМП три субсидированных каботажных рейса.

Помимо каботажных рейсов порт Архангельска восстанавливает импортно-экспортный грузооборот, рассказал Горяев. По его словам, на данный момент удалось заместить 30-35% грузооборота, который ранее шел в Европу и обратно. «На его место пришли контейнерные линии из Китая, а также налажены экспортные поставки минеральных удобрений», — прокомментировал он.

Что известно об Архангельском морском торговом порте

ООО «Архангельский морской торговый порт» было образовано 1 декабря 2022 г. с уставным капиталом в 125 318 руб. путем реорганизации ОАО, которое существовало с 1993 г., следует из данных «Контур. Фокус». Учредителями организации является АО «Вайз Инвест», ему принадлежит 60% АМТП, ООО «Торговый Дом «Булат-Сбс» – 22,5%, ООО «Инвестиционный индустриальный партнер» – 7,5% и Андрей Патрушев (сын помощника президента России Николая Патрушева) – 10%. По итогам 2023 г. чистая прибыль АМТП уменьшилась до 980,9 млн руб., это почти в 2 раза меньше по сравнению с 2022 г. Выручка компании также снизилась с 3,98 млрд руб. в 2022 г. до 2,75 млрд руб. в 2023 г.

В прошлом году китайская Hainan Yangpu Newnew Shipping и компания «Торгмолл» запустили по СМП грузовую контейнерную линию Архангельск–Шанхай и в этом году планируют совершить по ней 10 рейсов. Кроме того, 5 июля был запущен первый рейс по мультимодальному маршруту «Экспресс СМП № 1», который включает 200 км пути из Москвы в Архангельск по суше и еще 6600 морских миль по воде. Как сообщал управляющий директор китайской транспортно-логистической компании Ке Цзинь, в 2024 г. по маршруту планируется перевезти около 20 000 TEU.

В рамках новой морской линии 13 августа 2024 г. в порт Архангельск прибыл груз с импортной продукцией из Китая. По данным губернатора региона, в столицу Поморья прибыло около 500 контейнеров с запчастями для автомобилей, бытовой техникой и товарами народного потребления. В ближайшее время судно отправится в Китай, но уже с российской продукцией: бумагой, картоном, целлюлозой и пиломатериалами. По словам Цыбульского, в течение двух недель в Архангельск прибудет еще два судна из Китая, на борту каждого будет порядка 700-800 контейнеров. Всего в эту навигацию ожидается 10 судозаходов: 5 импортных и 5 экспортных. Цыбульский в мае 2024 г. в ходе выступления на VIII Российско-китайском ЭКСПО прогнозировал, что потенциальный грузопоток импортно-экспортных грузов в Архангельск может составить 4,45 млн т к 2030 г. или около 300 000 контейнеров.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что прогнозируемый период восстановления грузооборота является реалистичным, а при благоприятных условиях в 2025-2026 гг. показатели могут превысить досанкционные. При этом направления в рамках Северного морского пути станут основными в развитии порта Архангельск, уверен национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев. «В связи с перегруженностью Восточного полигона РЖД открываются перспективы для более активного выполнения каботажных перевозок, которые к тому же субсидируются», — прокомментировал он.

Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша рассказал, что главным препятствием в развитии порта в Архангельске является ограниченность инфраструктуры. «Надо понимать, что импортные грузы из порта Архангельск при доставке в другие российские регионы будут преимущественно вывозиться по железной дороге, пропускная способность которой ограничена», — прокомментировал он.

С другой стороны, Токарев обращает внимание, что удобное логистической плечо и развитая железнодорожная сеть не только с северо-западными и центральными российскими регионами, но и с уральскими, позволяет расширить географию мультимодальных грузоперевозок через Архангельск.

Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев напомнил, что в Поморье работает большое количество компаний лесопромышленного комплекса, металлургии и нефтегазодобычи. «Поэтому при сохранении нынешней тенденции на развитие маршрутной сети через Арктику с российскими и зарубежными регионами грузооборот в перспективе ближайших двух лет может даже превысить досанкционные показатели», — резюмировал он.