Продажи новых легковых автомобилей в Петербурге за три квартала выросли в 1,5 раза
Но число проданных в этом году машин все еще отстает от досанкционных цифр на 25%В Санкт-Петербурге по итогам девяти месяцев 2024 г. было зарегистрировано 55 277 новых легковых автомобилей, что на 47% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные следуют из отчета «Автостат инфо» (есть в распоряжении редакции).
Несмотря на существенный рост количество проданных авто все еще отстает от уровня 2021 г. почти на 25%. По итогам января-сентября 2021 г. в Петербурге было зарегистрировано 73 608 новых легковых автомобилей.
«Китайцы» теснят рынок
Стоит отметить, что тенденция на снижение доли отечественных автомобилей в общей структуре продаж сохраняется. Если в январе-сентябре 2023 г. в общем объеме новых зарегистрированных машин было 18% российских, то в этом году их доля упала до 16%. Соответственно, на иномарки в этом году пришлось 84% рынка.
Как следствие – лидером по количеству зарегистрированных автомобилей стал китайский Haval. В Петербурге за девять месяцев было зарегистрировано 8030 машин этой марки. На втором месте держится Lada с показателем 7531 авто, а на третьем – Geely (7132 машины). Оставшиеся места в топ-10 заняли уже исключительно китайские бренды. Так, Chery занял четвертое место (5956 зарегистрированных легковых автомобилей), следом идут Changan (4717), Exeed (2426), Omoda (1928), Tank (1661), Jetour (1573) и Belgee (1513).
В Ленинградской области за девять месяцев 2024 г. было зарегистрировано 15 502 новых автомобиля, что на 67% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. В регионе на первом месте по итогам января-сентября расположилась Lada – 3080 зарегистрированных автомобилей, следом идут Haval (2465), Chery (1899), Geely (1599), Changan (1431), Omoda (613), Exeed (526), Jetour (451), Belgee (395) и Jaecoo (353).
Утильсбор разогнал продажи
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что рост продаж автомобилей шел на фоне ожиданий повышения утилизационного сбора, который приведет к увеличению стоимости новых машин. Напомним, с 1 октября в России утильсбор вырос на 70-85%. С 1 января 2025 г. он будет индексироваться на 10-20% в год. В результате уже в этом году утильсбор на ввозимый в Россию нелокализованный автомобиль с двигателем от 1 до 2 л вырос с 300 600 руб. до 556 000 руб., а с 2025 г. он увеличится до 667 000 руб. Для моделей с объемом двигателя от 2 до 3 л в 2024 г. ставка составит 1,56 млн руб., в 2025 г. — 1,87 млн руб. График повышения утильсбора рассчитан вплоть до 2030 г.
Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов объяснил, что покупатели стараются успеть приобрести автомобиль до нового повышения утильсбора, даже несмотря на то, что кредиты становятся дороже. «К тому же многие производители и дистрибьюторы субсидируют ставки и предлагают более привлекательные предложения по сравнению с банками», — прокомментировал эксперт.
Руководитель сектора продаж «Авто.ру» в Санкт-Петербурге Анатолий Орленко добавил, что этот фактор влияет и на уменьшение доли продаж отечественных автомобилей. Так как на локальных производителей утильсбор не распространяется, то спрос на иностранные машины увеличивается.
Рынок подержанных машин снижается
Обратная ситуация происходит на рынке подержанных автомобилей. В Санкт-Петербурге по итогам девяти месяцев число зарегистрированных б/у машин составило 126 810. Это на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В соседней Ленобласти за этот период число зарегистрированных б/у автомобилей уменьшилось на 8% – до 54 178.
При этом в обоих субъектах на первом месте по числу перерегистраций находится Lada, а следом идут ушедшие из России марки западных, корейских и японских автопроизводителей.
Орленко говорит, что рынок подержанных автомобилей более зависим от макроэкономических факторов, например, от повышения ключевой ставки. «На автомобили с пробегом не распространяются программы субсидирования автокредитов от автопроизводителей, и это является ключевым фактором, который сдерживает спрос», — прокомментировал эксперт.
В то же время Гаврилов добавил, что за последние несколько лет произошло «вымывание» подержанных автомобилей с небольшим сроком эксплуатации, поэтому спрос в этом сегменте сокращается. «Конечно же, надо понимать, что когда растут продажи новых легковых автомобилей, то на вторичном рынке происходит закономерное снижение», — резюмировал эксперт.