Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 9 месяцев вырос на 12%

Несмотря на продолжающееся восстановление перевалки, отставание от досанкционного 2021 г. составило почти 15%
Запуск основных мощностей терминала Lugaport намечен на следующий год /https://lugaport.com/

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург (БПСПб) в январе-сентябре 2024 г. составил 39,7 млн т. Это на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов.

Несмотря на продолжающееся восстановление грузооборота, отставание от досанкционного 2021 г. составило 14,6% (тогда за три квартала БПСПб обработал 46,5 млн т грузов). Стоит отметить, что по итогам III квартала 2024 г. разрыв по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. не сократился, а, наоборот, увеличился. По итогам I полугодия 2024 г. грузооборот отставал от уровня января-июня 2021 г. лишь на 10%.

Напомним, что Большой порт Санкт-Петербург специализировался на внешней торговле с европейскими странами. После введения санкций по итогам 2022 г. грузооборот порта сократился на 37,5% до 38,8 млн т. За 2023 г. перевалка выросла на 28% до 49,6 млн т, но так и не достигла показателя 2021 г., когда было перегружено 62,03 млн т грузов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что за прошедшие два года в БПСПб была проделана большая работа по запуску новых морских линий с «дружественными» государствами. Это позволило частично возместить потери от санкций, но полного замещения пока не произошло.

Исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева рассказала, что на показатели грузооборота БПСПб положительно повлияла перегруженность портов Дальнего Востока. Это привело к перераспределению части грузов, в том числе в Санкт-Петербург.

Она также добавила, что часть групп товаров, которые не попадают под западные санкции, продолжает поставляться в Петербург из Европы. «Это подтверждается ростом количества судозаходов в Санкт-Петербург из европейских портов и Южной Америки за последний год», — прокомментировала Кизулева.

Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша считает, что существующее отставание от досанкционного периода не удастся полностью восстановить в ближайшее время. Несмотря на это, он обратил внимание на развитие контейнерооборота в Петербурге. «На Дальнем Востоке наблюдается ограниченное количество сервисов, значительный рост тарифов, что, в свою очередь, создает экономические предпосылки для запуска новых и увеличения тоннажа судов на уже имеющихся Deep Sea сервисах из стран Азии до порта Санкт-Петербург», — рассказал эксперт.

Так, по данным портала InfraNews, контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург в январе-августе 2024 г. (данных за 9 месяцев еще нет) вырос на 42% к аналогичному периоду прошлого года. В результате показатель достиг 907 000 TEU.

Что касается портов Ленинградской области – Усть-Луги, Приморска и Высоцка, то за 9 месяцев 2024 г. они все показали спад грузооборота. Стоит отметить, что в Усть-Луге за январь-сентябрь этого года перевалка снизилась всего на 0,7% до 102,8 млн т, а в Приморске – на 3% до 46,1 млн т. При этом важно отметить, что порты Усть-Луга и Приморск уже превысили досанкционные показатели перевалки.

Генеральный директор компании «Си-Шиппинг» Алексей Гагаринов считает, что оба порта вышли на плато грузооборота. «Они специализируются в первую очередь на массовых экспортных грузах – наливных и насыпных, контракты на перевалку которых заключаются на несколько лет. Поэтому статистика и показывает, что все стабильно, контракты исполняются», — рассказал он.

Гагаринов добавил, что уровень грузооборота в Усть-Луге вырстет после того, как полностью введут в эксплуатацию универсальный терминал Lugaport (проект ХК «Новотранс») и модернизируют «Усть-Лужский терминал» (входит в «Глобал Портс»).

Запуск основных мощностей терминала Lugaport намечен на следующий год. Они позволят переваливать 24,3 млн т навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов с возможностью приема судов с осадкой до 15,5 м. Объем инвестиций в проект составляет 90 млрд руб.

В развитие терминала УЛКТ «Глобал Портс» вложит порядка 50 млрд руб. Однако запуск новых мощностей запланирован только на 2032 г. Ожидается, что грузооборот в 2032 г. вырастет с нынешних 5 млн т до 25 млн т.

Гагаринов уточнил, что порт Высоцк специализируется на разных видах экспортных грузов: нефть, уголь, сжиженный природный газ и зерно. «Думаю, что это нелинейное снижение, а технологическое, и порт Высоцк снова начнет показывать рост», — резюмировал он.