Ленобласть усилит продвижение местных брендов
Но меры поддержки не решат всех проблем местных производителей, считают экспертыВласти Ленинградской области усилят продвижение продукции локальных производителей в рамках программы поддержки и продвижения местных брендов на 2024-2026 гг. Как рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» заместитель председателя областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Максим Федоров, в октябре этого года был запущен виртуальный каталог брендов Ленобласти. Также в перспективе для участников могут разработать систему конкурентных преимуществ, которая увеличит шансы на получение субсидий.
Напомним, что правительство Ленобласти запустило программу поддержки и продвижения местных брендов в конце прошлого года. Для ее реализации комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка сформировал два реестра, в которые вносят локальные бренды. Обязательными критериями для участия в программе является наличие товарного знака и производство на территории региона. Второй реестр включает дополнительные требования – наличие сайта или личного кабинета на маркетплейсе.
На конец октября этого года суммарно в два реестра вошли 144 участника. В конце декабря 2023 г. (на старте программы) их было 62. «Мы уже получаем запросы от предпринимателей, которые ранее не задумывались о создании своих брендов. Большинство – это потребительские товары, от пищевой продукции до строительных материалов, но есть и не связанные с потребительским рынком, например, промышленное оборудование», – рассказал в беседе с изданием Федоров. Он уточнил, что, согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), всего в Ленобласти зарегистрировано порядка 5000 товарных знаков.
В рамках программы региональные власти оказывают предпринимателям маркетинговую поддержку, включая выход и продвижение на маркетплейсах, а также бесплатную услугу по регистрации товарных знаков. Заявки на нее в этом году были получены от 18 производителей. Вместе с тем в октябре этого года была запущена виртуальная витрина (каталог) локальных брендов, которая включает информацию о производителях с их контактами и возможностью перехода на сайт или карточку продавца на маркетплейсе.
«Витрина прежде всего должна действовать как кооперационная площадка. Как только она наполнится большим количеством информации, мы будем продвигать ее для потребителя», – добавил Федоров. Он уточнил, что в комитете также рассматривают возможность предоставить участникам преимущества при получении субсидий в виде дополнительных баллов, которые увеличат шансы на получение финансовой поддержки.
Напомним, что комитет предоставляет местным производителям субсидии по шести направлениям (кредиты, лизинг, модернизация производства, сертификация, участие в выставках, поддержка народно-художественных промыслов и ремесел). Но воспользоваться ими могут не только участники программы, но и другие представители малого и среднего бизнеса. На 2024 г. на субсидии по этим направлениям было выделено суммарно 194,4 млн руб. Затем региональные власти приняли решение о выделении дополнительных средств на финансовую поддержку. Так, на частичную компенсацию процентов по кредитам, которые взяли субъекты МСП в коммерческих банках, будет дополнительно направлено 20 млн руб.
Ряд опрошенных изданием экспертов полагает, что разработанные меры поддержки в перспективе будут способствовать развитию региональных брендов, однако обращают внимание на то, что пока программа не собрала большого количества участников, учитывая, что количество товарных знаков в регионе исчисляется тысячами.
Большинство озвученных мер могут быть достаточно эффективными, но из них нужно сформировать некий кейс, чтобы был изучен спектр взаимодействия с производителем, отметил президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александр Габитов. Он добавил, что малый бизнес зачастую погружен в деятельность, связанную с производством продукции, и не понимает, какие меры продвижения ему необходимы.
Директор Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» Игорь Муравьев называет создание устойчивых брендов важной стратегической задачей. «Это важно не только для развития на внутреннем рынке, но и при выходе производителей на внешние рынки дружественных стран. В Ленобласти есть хорошая продукция, но пока брендирование – это та работа, которая требует поддержки», – добавил он.
Что касается внутреннего рынка, то по его словам, помощь в продвижении продукции наиболее актуальна в высококонкурентных отраслях, например, в сегменте пищевой продукции. «Но здесь помимо товарного знака важно качество, а также стабильность поставок. Торговые сети предъявляют жесткие требования к производителям, которые малый бизнес не всегда может выполнить», – добавил он.
Директор Infoline Иван Федяков выразил мнение, что активное развитие региональных брендов невозможно обеспечить только точечными мерами государственной поддержки. «Для этого нужна кооперация между производителями в виде профильных союзов и ассоциаций. В качестве примера можно привести историю известного финского бренда Valio, который был создан кооперативом молочного животноводства. В условиях слаборазвитой кооперации между производителями региональный бренд с небольшим объемом производства вряд ли получит широкую известность на рынке», – резюмировал он.