Смольный запросил 500 млрд руб. из федерального бюджета на строительство метро

В случае одобрения заявки расходы на строительство метро до 2030 г. могут составить порядка 1 трлн руб.
До 2030 г. Смольный планирует открыть 10 новых станций метро /«Трансмашхолдинг»

Правительство Санкт-Петербурга запросило у федеральных властей 500 млрд руб. для софинансирования строительства метро. Средства могут предоставить в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов до 2030 г. Об этом, выступая в Законодательном собрании, заявил вице-губернатор Николай Линченко в рамках обсуждения городского бюджета на 2025-2027 гг.

«Понятно, что на деньги только из городского бюджета не получится развивать метро. <…> Поэтому при поддержке президента и Правительства РФ ведется работа, на сегодня соответствующие обращения уже направлены. Совместно с правительством и администрацией президента мы прорабатываем выделение дополнительного финансирования по линии инфраструктурных облигаций или межбюджетного кредита — 500 млрд руб. целевых денег из федерального центра именно на развитие программы метрополитена», — рассказал он.

Линченко объяснил, что в 2025 г. на строительство метро из городского бюджета выделят 35 млрд руб., в 2026 г. – 55 млрд руб. и в 2027 г. – 80 млрд руб. Всего 170 млрд руб. на ближайшие три года. При этом до 2030 г. город рассчитывает выделить из городского бюджета 330 млрд руб. Таким образом, общий объем расходов, с учетом федерального софинансирования, на строительство метро до 2030 г. составит порядка 1 трлн руб.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подчеркнул, что федеральное финансирование, в частности, необходимо для продолжения «красной» (Кировско-Выборгской) линии метро до аэропорта «Пулково» и КВЦ «Экспофорум».

Напомним, Санкт-Петербург уже получает федеральные средства по линии инфраструктурных бюджетных кредитов для строительства метро. Так, на строительство участка от станции «Юго-Западная» до станции «Путиловская» в 2024-2025 гг. запланировано выделение 6,26 млрд руб., еще 1,75 млрд руб. из федерального бюджета направлено на строительство метро от станции «Спасская» до станции «Морской фасад» (Лахтинско-Правобережная линия).

Беглов обозначил, что федеральное финансирование позволит также привлечь дополнительных подрядчиков для строительства метро. «Если нам удастся максимально просто договориться с федеральным центром на взаимовыгодных условиях и привлечь федеральные деньги, рассмотрим вопрос привлечения дополнительных подрядчиков», — прокомментировал он.

На данный момент в городе работает единственный подрядчик АО «Метрострой Северной столицы», созданное в декабре 2020 г. правительством Санкт-Петербурга и ВТБ. Кроме того, тендер на строительство депо «Красносельское» на Красносельско-Калининской линии за 20,3 млрд руб. выиграл ГК «Бамтоннельстрой-Мост» (занимается строительством метро в Москве).

Стоит отметить, что последний раз в Санкт-Петербурге открывали новые станции метро в 2019 г.: «Дунайская», «Проспект Славы» и «Шушары». Беглов в рамках предвыборной кампании пообещал ускорить строительство метрополитена и открыть до 2030 г. 10 новых станций: «Горный институт» и «Театральную» – на «оранжевой» линии, «Юго-Западную», «Путиловскую», Броневую», «Заставскую», «Боровую» и «Каретную» – на «коричневой» линии, а также «Богатырскую» и «Каменку» – на «зеленой» линии.

На данный момент в высокой строительной степени готовности находится станция «Горный институт», а в следующем году Беглов сообщил, что откроют «Юго-Западную» и «Путиловскую». Кроме того, МССС начал строительство тоннеля в сторону «Богатырской» и «Каменки».

Транспортный аналитик Владислав Булгаков рассказал, что заявленные объемы строительства и финансирования потребуют привлечения дополнительно одной-двух подрядных компаний. «Планируемые к строительству станции в большинстве своем уже неглубокого заложения и требуют меньшего объема трудозатрат, поэтому к деятельности МССС могут подключиться одна-две компании», — добавил он.

По его мнению, потенциальными подрядчиками могут стать московские компании «Бамтоннельстрой-Мост» и «Мостотрест» — обе занимаются строительством метро в столице. При этом эксперт отмечает, что их участие в строительстве петербургского метро будет зависеть от объема загруженности в Москве.

Однако ключевым риском остается вопрос федерального финансирования, считает руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев. Он пояснил, что приоритеты федерального финансирования меняются, поэтому если потребуется выделение 500 млрд руб. в короткий период времени, то такую заявку могут отклонить.

«При этом инфраструктурный бюджетный кредит не создаст серьезной нагрузки на бюджет, так как его необходимо выплачивать в течение 15 лет по ставке в 3%. Соответственно, годовая нагрузка составит менее 50 млрд руб., а с учетом роста доходов бюджета эти цифры будут абсолютно подъемными», — резюмировал он.