Продажи произведенных в Петербурге автомобилей выросли в 6 раз

Но эксперты в ближайшее время не видят перспектив возвращения к досанкционным показателям
После перезапуска предприятий на них выпустили лишь около 20 000 автомобилей, в то время как в 2021 г. годовое производство составило 368 200 единиц. /«Автомобильный завод АГР»

Объем отгрузки автомобилей, произведенных в Санкт-Петербурге, в январе-сентябре 2024 г. составил в денежном выражении 53,01 млрд руб. Это в 6,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных Петростата. При этом оборот автозаводов за девять месяцев 2024 г. вырос к уровню прошлого года в 4,9 раза – до 59,4 млрд руб.

Несмотря на кратный рост показателей, объем отгрузки автомобилей все еще отстает в денежном выражении от уровня января-сентября 2021 г. более чем в 7 раз. Тогда отгрузка составила 380,13 млрд руб., а оборот автозаводов – 398,8 млрд руб.

Напомним, что после ухода иностранных собственников автозаводов из трех работавших в городе автопредприятий только два наладили серийное производство. Так, площадка бывшего завода Nissan в 2023 г. перешла к «АвтоВАЗу». Компания планировала выпускать на ней автомобиль Lada X-Cross 5, но осенью 2023 г. компания попала в санкционный список США, и серийное производство этих машин запустить не удалось. Завод передали в собственность ФГУП «НАМИ», и с 2024 г. новое юрлицо – «Автозавод Санкт-Петербург», в кооперации с «восточным партнером» начал здесь выпускать Xcite X-Cross 7. С осени началась сборка автомобилей марки X-Cross 8. Точный объем производства на данный момент в компании не раскрывают. Известно лишь, что к 1 июля на заводе планировалось произвести 10 000 машин.

Второй петербургский автозавод, принадлежавший южнокорейской Hyundai, сейчас находится в управлении у компании «Арт-финанс». Теперь предприятие называется «Автомобильный завод АГР» и выпускает машины под брендом Solaris. По официальным данным, с февраля по сентябрь 2024 г. на площадке было произведено более 17 000 автомобилей четырех линеек: два седана, хэтчбек и кроссовер.

Что касается третьего завода – бывшей площадки Toyota, то официально о перезапуске производства не сообщалось. На ПМЭФ-2024 правительство Санкт-Петербурга и компания «Аурус» подписали соглашение о производстве здесь премиальных машин Aurus. По данным ТАСС, запустить производство планировали в конце текущего года. Кроме того, в феврале 2024 г., находившийся на тот момент в должности главы Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что концерн «Алмаз-Антей» планирует в 2026 г. запустить на бывшем заводе Toyota сборку электромобилей E-Neva.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что хоть два петербургских автозавода сейчас и занимаются производством, пока можно говорить лишь о краткосрочной перспективе загрузки мощностей. После перезапуска предприятий на них выпустили лишь около 20 000 автомобилей, в то время как в 2021 г. годовое производство составило 368 200 единиц.

Руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев объяснил, что действующие заводы напрямую зависят от поставок машинокомлектов для выпуска автомобилей от «дружественных партнеров». «Ни о какой локализации производства речи не идет. В случае введения вторичных санкций против компаний, которые поставляют детали для сборки автомобилей, производство может снова остановиться», — добавил он.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что из-за отсутствия компаний, которые хотели бы реализовать глубокую локализацию производства автомобилей, в ближайшее время городу не удастся вернуться к досанкционному объему выпуска машин. «Автопроизводство в Петербурге сильно откатилось назад. Пока можно говорить лишь о том, что созданы условия для локального производства, но возможности его реализовать сильно ограничены», — прокомментировал он.

По словам эксперта, запуск третьего автозавода и выпуск автомобилей Aurus тоже не сильно улучшат ситуацию. Это позволит создать только мелкосерийное производство при условии, что на нем будут выпускать премиальные машины.

Эксперты сошлись во мнении, что до снятия санкционных ограничений сложившаяся ситуация в автомобилестроении в Петербурге сильно не изменится. Поэтому долгосрочные стратегии развития предприятий будут представлены уже после изменения внешнеполитических условий.