Выдача автокредитов в Петербурге в октябре упала почти в 2 раза
Ситуация может улучшиться в декабре, когда дилеры начнут предлагать более выгодные условия на покупку автомобилейЧисло выданных автокредитов в Санкт-Петербурге в октябре 2024 г. сократилось по сравнению с сентябрем 2024 г. на 42%. Всего было выдано порядка 3790 займов на общую сумму 6,56 млрд руб. Месяцем ранее петербуржцы оформили автокредиты на 11,09 млрд руб., следует из отчета Объединенного кредитного бюро (ОКБ, имеется в распоряжении редакции). Несмотря на сокращение объема выданных займов, средний чек вырос с 1,69 до 1,73 млн руб., а средний срок выплаты – с 64 до 66 месяцев (5,5 лет).
Примечательно, что за январь-октябрь 2024 г. число выдачи автокредитов выросло к «низкой базе» 2023 г. на 31%. Всего за 10 месяцев было выдано 57 034 займа против 43 321 в прошлом году. Соответственно, объем выданных займов увеличился с 73,634 до 97,848 млрд руб. При этом средний чек почти не изменился, если в январе-октябре 2023 г. он составлял 1,699 млн руб., то в январе-октябре 2024 г. – 1,715 млн руб., а срок увеличился с 60 месяцев (5 лет) до 66 месяцев (5,5 лет).
Стоит отметить, что сокращение выдачи автокредитов почти не коррелирует с уровнем продаж в октябре 2024 г. При общем сокращении автокредитования на 42% число регистраций новых автомобилей в Петербурге снизилось к сентябрю всего на 1,8% до 7637, а подержанных машин, наоборот, увеличилось на 6,2% до 16 429 единиц.
Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов считает, что одной из причин такой динамики стало увеличение доли покупки автомобилей за наличные деньги. «Надо также понимать, что покупки автомобилей активно происходили в конце сентября, поэтому постановка на регистрацию машин частично выпала на октябрь, когда продажи фактически начали снижаться, а регистрации – расти», – рассказал он.
Опрошенные «Ведомостями» банки подтвердили тренд на снижение выдачи автокредитов в Петербурге в октябре, но точные данные по городу не сообщили. При этом в ВТБ уточнили, что по всей России в октябре выдача автокредитов сократилась на 30%.
Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников объяснил, что динамика рынка автокредитования в октябре в первую очередь связана с высокой концентрацией спроса в предыдущем месяце из-за планируемого увеличения утильсбора. Напомним, с 1 октября в России утилизационный сбор вырос на 70-85%. В результате ставка на ввозимый в Россию нелокализованный автомобиль с двигателем от 1 до 2 л выросла с 300 600 до 556 000 руб.
Повышенный спрос на автокредитование в сентябре также подтвердил управляющий директор департамента автокредитования Росбанка Арсений Нагин. По его данным, в сентябре количество заявок на автокредит в Санкт-Петербурге выросло на 18%, а объем выданных кредитов – на 50%.
При этом представители двух банков также сошлись во мнении, что в октябре «охлаждение» автокредитования было связано с очередным повышением ключевой ставки. Напомним, Центральный банк России увеличил ее с 19 до 21% в конце октября.
«Особо чувствительна ситуация для тех, кто предпочитает авто с пробегом, так как для новых работают субсидированные программы производителей с более доступными параметрами по кредитам», – рассказал Бочарников.
Нагин уточнил, что спрос на автокредитование может повыситься в декабре, когда дилеры традиционно предлагают более выгодные условия на покупку автомобиля. «В конце года, как правило, происходит рост продаж, связанный с выполнением брендами своих годовых планов. Ввиду этого можно ожидать рост рынка в декабре в сравнении с ноябрем», – прокомментировал он.