Дмитрий Ялов: «Можно говорить о здоровом восстановлении экономики»
Зампредседателя правительства Ленинградской области – о развитии экономики и запуске инфраструктурных проектовЛенинградская область на ПМЭФ-2024 подписала более 30 соглашений с общей суммой инвестиций свыше 100 млрд руб. Среди них – соглашение по развитию автомобильной промышленности, портовой инфраструктуры и других проектов.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов в интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» на площадке ПМЭФ-2024 рассказал, как движутся портовые проекты, возрождается автокластер и что делать бизнесу с дефицитом кадров.
- На ПМЭФ-2024 Ленинградская область подписала два соглашения с инвесторами, связанные с развитием автомобилестроения: по созданию промышленно-складского центра автокомпонентов и модернизации производства прицепов. В регионе до весны 2022 г. работали порядка 30 компаний, связанных с производством автокомпонентов, но из-за санкций многие из них ушли с рынка. Можно ли сейчас говорить о том, что эта отрасль в Ленобласти постепенно восстанавливается?
- Как все знают, производство автокомпонентов вместе с лесопромышленным комплексом оказались наиболее пострадавшими отраслями экономики Ленинградской области, которые до сих пор не восстановились к досанкционному уровню.
К счастью, можно наблюдать, что ряд компаний продолжает работать, а также есть примеры их развития. В частности, действительно было подписано два соглашения в рамках ПМЭФ. Одна из компаний [«Карвиль». – «Ведомости»] планирует построить также складской комплекс. Она уже много лет работает на рынке.
- Еще одна важная для региона сфера, которая сейчас показывает спад, – это морские грузоперевозки. По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот порта в Усть-Луге в январе-апреле упал почти на 15%. Когда можно ожидать восстановления? Как на этот процесс повлияет соглашение, заключенное на ПМЭФ-2024 с компанией «Глобал Портс»?
- Позволю себе не согласиться. Действительно в 2022 г. сильно упал контейнерооборот, но в 2023 г. мы наблюдали серьезный рост. Если говорить про I квартал 2024 г., то я бы не стал говорить, что эта тенденция продолжится в течение всего 2024 г. Небольшое падение идет по углю, но это было прогнозируемо, мы обсуждали с операторами портовых мощностей эту ситуацию.
Что касается удобрений и генеральных грузов, то идет рост, а контейнерооборот постепенно восстанавливается. Как раз упомянутое вами соглашение с «Глобал Портс» подстегнет его развитие.
Несмотря на то, что крупнейшие логистические компании, которые обеспечивали доставку грузов до Роттердама (Нидерланды), ушли из России, выстраиваются новые маршруты. Я бы назвал это здоровым восстановлением.
Соглашение с «Глобал Портс»
АО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (входит в «Глобал Портс») инвестирует порядка 50 млрд руб. в создание второй и третьей очереди терминала в Ленинградской области. Запуск новых мощностей запланирован на 2032 г. Соответствующее соглашение подписали на ПМЭФ-2024 губернатор региона Александр Дрозденко и генеральный директор АО «УЛКТ» Альберт Лихолет.
Два новых терминала УЛКТ сконцентрируются на перевалке не только контейнерных, но и генеральных и навалочных грузов. Ожидается, что грузооборот в 2032 г. вырастет с нынешних 5 млн т до 25 млн т.
– Ленобласть продолжает наращивать инфраструктуру для морской перевалки грузов. Уже введена первая очередь морского терминала «Ультрамар». Проект будет продолжаться?
- Надо понимать, что в Ленинградской области на этапе завершения сейчас находятся сразу три проекта по морской перевалке грузов в Усть-Луге: «ЕвроХим» занимается строительством терминала по перевалке минеральных удобрений и аммиака. Он уже частично запущен, но полное завершение ожидается в следующем году. Кроме того, Lugaport строит универсальный терминал по перевалке грузов. И третий проект – «Ультрамар», который вы уже обозначили.
Первая очередь проекта «Ультрамар» уже работает. Сегодня уже создана причальная инфраструктура, подведена железная дорога, построены склады временного хранения удобрений. Отгрузка успешно идет. Годовой грузооборот терминала – 25 млн т.
Напомню, что решение о его строительстве было принято еще до введения санкций. Это позволило сохранить работоспособность целой химической отрасли России. Ведь раньше перевалка шла через порты Финляндии и страны Прибалтики. Если бы инвестор не рискнул, то тысячи россиян могли бы остаться без работы. Это был смелый шаг.
Вторая очередь порта уже развивается. В рамках развития второй очереди инвестировано уже 20 млрд из 31 млрд руб. Мы ожидаем, что реализация проекта закончится до конца года вместе с завершением строительства всей необходимой железнодорожной и погрузочной инфраструктуры.
- Еще один важный для региона инфраструктурный проект – строительство Высокоскоростной магистрали «Две столицы». Из бюджета Ленинградской области на ВСМ должно быть выделено 10 млрд руб. Расскажите подробнее, на что именно будут направлены эти средства? Данные расходы уже запланированы в бюджете на 2024 г.?
- Лично принимаю участие в рабочей группе по реализации Высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург. Все ожидают реализации этого проекта. Его влияние можно разделить на две составляющие. Во-первых, высвободятся мощности действующей железной дороги для перевалки еще большего объема грузов.
А во-вторых, это, конечно же, туризм. Сегодня порядка 10% туристов Ленинградской области – жители Москвы и Московской области. С появлением ВСМ их количество вырастет за счет сокращения времени в пути между регионами. К тому же у инвесторов, предприятия которых находятся в нашем регионе, появится возможность эффективнее управлять своими проектами.
Действительно 10 млрд руб. для Ленинградской области – это большие средства. Но мы договорились, что инвестиции будут растянуты на три года. Это позволит без какого-либо ущерба для других проектов региона участвовать в концессии.
- На ПМЭФ-2023 было подписано одно из самых крупных инвестсоглашений в России – о строительстве глиноземного завода компанией «Русал» стоимостью 400 млрд руб. Около года компания изучала земельный участок и разрабатывала проектное решение. На какой стадии проект находится сейчас? Какие решения по нему уже приняты?
- Завод точно нужен. В нем заинтересована вся страна, так как наличие собственной алюминиевой промышленности – вопрос безопасности. Мы не можем зависеть от других государств. Было принято абсолютно правильное решение о размещении завода по обогащению бокситовой руды и получению глинозема недалеко от портовых терминалов.
Вопрос, которым озабочены в правительстве Ленинградской области – это вопрос экологии. Законодательство России предъявляет к инвесторам самые строгие требования, в том числе по использованию современных технологий.
Я посещал в Китае глиноземный завод. Его построили по таким же технологиям, которые заявил инвестор. Ходил там без респиратора. Бокситовая руда хранится там в закрытых ангарах, а красный шлам обеспыливается. Когда гуляли по предприятию, то белые кроссовки не пришлось потом мыть.
Сейчас идут изыскательские работы в Лопухинском сельском поселении Ломоносовского района. Идут изыскания под портовый терминал и дорожную инфраструктуру. После этого начнутся проектные работы, будет дана оценка воздействия на окружающую среду и эти результаты представят общественности. Только потом уже будут приняты финальные решения.
- Когда планируют приступить к проектным работам?
- Рассчитываем, что это будет конец 2024 г. – начало 2025 г.
- Ленобласть выделит средства уже в этом году? Как их будут тратить?
- Да, деньги будут выделены уже в этом году. Они пойдут концессионеру [ООО «Две столицы». – «Ведомости»], он же будет их расходовать на свое усмотрение в рамках реализации ВСМ.
- Заявленные для реализации проекты в Ленинградской области требуют большого количества высококвалифицированных работников. Не секрет, что регион, как и многие другие в стране, столкнулся с проблемой дефицита кадров. Как планируете решать этот вопрос?
- Мы столкнулись с эффектом демографического кризиса 1990-х гг.: на рынок труда вышло малочисленное поколение. Это общероссийский тренд, но в Ленобласти он ярко выражен, так как провал был более сильным, при этом сейчас экономика растет большими темпами, нам нужно больше высококвалифицированных кадров.
На уровне федеральной и региональной властей обсуждаются вопросы повышения трудовой мобильности и использования потенциальных кадров из тех немногочисленных регионов, где есть демографический резерв, речь идет о Северном Кавказе и ряде регионов Сибири.
Глобальное решение этой проблемы – кратное повышение производительности труда, чтобы выпускники становились уже операторами сложных роботизированных систем, получали компетенции в области ИТ, а компании бы по возможности максимально делегировали обязанности роботам или отказались вовсе от ряда бизнес-процессов для оптимизации производства. Но простых решений здесь нет и не будет.
- А как сказывается на этих процессах использование иностранной рабочей силы?
- Однозначно мы не можем отказаться от иностранной рабочей силы, в противном случае встанут целые отрасли, самое очевидное, это строительство и транспорт. На ПМЭФ много обсуждали эту тему. Понятно, что рост экономики невозможен без трудовых мигрантов.
Благодарны партнерам из Средней Азии, но, безусловно, есть риски, которыми необходимо управлять. Ленинградской области нужны высококвалифицированные кадры с хорошим знанием русского языка.
Для этого важно выстраивать слаженную работу с государствами, откуда едут мигранты. Например, принимать участие в их системе образования с начальной школы и до высших учебных заведений. Это позволит купировать много вопросов еще до этапа въезда иностранцев на территорию страны. Есть хороший проект с Узбекистаном – «Оргнабор» (Компании ищут сотрудников для найма в республике, обеспечивая им соцгарантии, проживание, жилье и т. д. – «Ведомости».) Я считаю, что его нужно масштабировать и координировать реализацию с правоохранительными органами.