Банк «Россия» и ВТБ профинансируют строительство ШМСД в Ленобласти

Общая стоимость проекта – 110 млрд руб., из них 50 млрд руб. составят внебюджетные средства
Примерный срок проектирования и строительства должен составить 8 лет /Freepic

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, глава ВТБ Андрей Костин и председатель совета директоров банка «Россия» Михаил Клишин на полях XIV Инвестиционного форума ВТБ 7 декабря подписали соглашение о строительстве V и VI участков Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Планируемый объем инвестиций в проект составит около 110 млрд руб., сообщили в пресс-службе региональной администрации.

Из обозначенной суммы 50 млрд руб. составят внебюджетные средства, а итоговые вложения станут известны по завершении этапа проектирования. В рамках договора стороны будут совместно реализовывать проект платной автомобильной дороги протяженностью 16 км. Концессионное соглашение заключено на 49 лет, из которых примерный срок проектирования и строительства должен составить 8 лет. «Проект важен не только для разгрузки транспортного сообщения в селитебной зоне Всеволожского и Кировского районов, но и для развития новых промышленных площадок», – цитирует пресс-служба губернатора Дрозденко. 

В пределах V и VI этапов трасса ШМСД будет проходить по территории Всеволожского муниципального района Ленобласти и пересекать Заневское и Колтушское городские поселения. Длинна V этапа – 6,25 км, это будет участок кольцевой автодороги (КАД) вокруг Петербурга до трассы федерального значения «Кола». Протяженность VI этапа составит 9,44 км, подразумевается участок от КАД до автомобильной дороги регионального значения «Санкт-Петербург–Колтуши» с учетом подъезда к городу Всеволожск.

В конце октября «Ведомости» писали, что Ленинградская область ищет инвестора для строительства ШМСД за 110 млрд руб. Тогда же стало известно, что интерес к проекту проявило ООО «Всеволожская концессионная компания», которое на 49,9% принадлежит ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг».

О том, что финансировать участки ШМСД в Ленобласти будет ВТБ, Дрозденко рассказывал еще в начале этого года. Тогда же доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко отмечал, что для банка участие в реализации таких проектов – это гарантированный доход без риска потерять инвестиции. В пресс-службе «ВТБ инфраструктурный холдинг» поясняли, что заинтересованы в создании региональных участков ШМСД. «Мы уже реализуем первый этап – Витебскую развязку – и ведем активный диалог с городом по поводу условий реализации II-IV этапов. Однако об объемах и форматах нашего участия в проекте сейчас говорить преждевременно», – отмечали тогда в банке.

Напомним, в настоящий момент в Петербурге реализуется I этап создания Широтной магистрали – развязка между Западным скоростным диаметром (ЗСД) и Витебским проспектом в Пушкинском районе города, строительство которой стартовало весной 2021 г. в рамках государственно-частного партнерства при участии АО «Западный скоростной диаметр». В конце лета текущего года его стоимость вместе с подготовкой оценивалась в 39,4 млрд руб., из которых 16,8 млрд руб. должна выделить городская казна, еще по 5 млрд руб. в 2022 г. и 2023 г. направило государство. Остаток инвестирует ООО «Магистраль Северной столицы», основным акционером которого является банк ВТБ. Завершить проект рассчитывают в 2024 г. При этом работы, как отмечал губернатор Петербурга Александр Беглов в конце октября, ведутся согласно графику.

В то же время в Петербурге ведется подготовка к следующим этапам строительства ШМСД. II этап должен будет пройти от Витебского проспекта до Союзного проспекта, включая мост через Неву, III – до границы Петербурга и Ленобласти, а IV проложат до кольцевой автодороги. Напомним, что вся ШМСД, как и действующая ЗСД, будет платной магистралью.

До конца текущего года Смольный должен заключить концессионное соглашение на строительство новой очереди. При этом сроки начала строительства не указываются. Однако в сентябре текущего года АО «ЗСД» объявило несколько тендеров на подготовку территории для строительства следующих этапов Широтной магистрали. Подрядчикам предстоит переустраивать водопроводные и канализационные системы по пути пролегания автодороги. В контрактах указывалось, что работы по подготовке нужно завершить не позднее 31 октября 2025 г.

В конце лета заместитель председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Максим Шарипов на организованной изданием «Ведомости Северо-Запад» онлайн-конференции «Государственно-частное партнерство: импульс развития регионов» отмечал, что АО «ЗСД» завершает проектирование магистрали, и к моменту подписания соглашения документ будет готов. «В настоящее время идет обсуждение и структурирование с потенциальным инвестором проекта концессионного соглашения.  До конца года планируется заключение концессионного соглашения, сейчас активно ведутся переговоры. <…> Начало строительства уже в следующем году», – уточнял он в августе.

Тогда же станет известна примерная сумма, в которую обойдется масштабный инфраструктурный проект. До этого озвучивались разные цифры. К примеру, в момент начала строительства Смольный оценил стоимость создания магистрали в 160 млрд руб., однако спустя два года «Ведомости» выяснили, что сумма увеличилась до 340 млрд руб.