Смольный усилит продвижение гастротуризма

Власти Петербурга разрабатывают дополнительные меры поддержки для сферы общественного питания
Freepik

Власти Петербурга занялись разработкой дополнительных мер поддержки для предпринимателей из сферы общественного питания. По мнению чиновников, это позволит усилить позиции Северной столицы как центра гастрономического туризма России. По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, в 2023 г. в городе работало 9498 предприятий общественного питания, в которых трудоустроены 83 600 человек.

Ресторанная сфера активно восстанавливалась после пандемии коронавируса. Так, по данным городского комитета по промышленности, в 2020 г. оборот предприятий общественного питания составил всего 67,2 млрд руб., а в 2021 г. – уже 123,7 млрд руб., в 2022 г. он вырос до 157,9 млрд руб. и в 2023 г. превысил 210 млрд руб. Таким образом, оборот за последние три года увеличился в 3 раза. По итогам I квартала 2024 г. показатель достиг 58,7 млрд руб., что составляет 8% от общей доли по России.

На показатели гастрономической отрасли влияет и увеличение туристического потока в Петербурге. Если в допандемийный 2019 г. город посетили рекордные 10,4 млн человек, то в 2020 г. показатели упали до 2,9 млн туристов. Но по итогам 2023 г. туристический поток увеличился до 9,4 млн человек, и в этом году власти ждут его полного восстановления.

Виды поддержки

Власти Петербурга уже разработали несколько мер поддержки, которыми сегодня могут воспользоваться представители любого бизнеса, в том числе ресторанного. К примеру, в городе работает проект «Городской акселератор Санкт-Петербурга», который предоставляет доступ к цифровым сервисам для развития бизнеса. В частности, портал позволяет увидеть определенные зоны в районах, где количество кафе и ресторанов самое низкое. Власти оказывают бизнесу финансовую поддержку в виде гарантий, поручительств и займов. Помимо этого в Петербурге регулярно проходят фестивали и ярмарки, где предпринимателям предоставляют места для торговли.

«В прошлом году по инициативе комитета по промышленности был зарегистрирован официальный бренд, торговый знак «Санкт-Петербург – кулинарная столица России». Мы провели мониторинг и выяснили, что новость об этом прочитали 58 млн человек, треть населения страны. Поисковые системы ежедневно фиксируют более 1000 запросов со словами «петербургская кухня» и «кухня Петербурга». Это большое информационное поле, которое было создано усилиями власти», – отметил председатель комитета по промышленности Кирилл Соловейчик.

Активно продвигает Петербург как кулинарную столицу и комитет по развитию туризма. Например, в 2021 г. город на Неве победил в номинации «Гастрономия» и был включен в «Сеть креативных городов ЮНЕСКО». Инициатива подать заявку на конкурс принадлежала комитету и городскому конгрессно-выставочному бюро. В мае 2024 г. отметил 10-летний юбилей проект «Петербургская кухня», в рамках которого три года работает другой проект – «Петербургский завтрак».

«Для туристов в отелях важен первый прием пищи. «Петербургский завтрак» – это то, с чего начинается любое путешествие по городу. В нем мы определили перечень блюд, которые обязательно нужно попробовать в Петербурге. Из неординарных вариантов – розовые блины. Также в преддверии ПМЭФ в отелях, которые официально принимают гостей форума, завтраки тоже включают варианты из «Петербургского завтрака», – поделилась зампредседателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия.

Новые меры

Комитет по промышленной политике, торговле и инновациям Петербурга разработал несколько новых предложений для поддержки бизнеса. В частности, ведомство предлагает внедрить систему «одного окна» – это сервис, который позволит предприятиям общепита закупать продовольственные товары без перекупщиков и по доступным ценам. Как отметил председатель комитета Кирилл Соловейчик, представители бизнеса ранее не заявляли о такой потребности, однако при необходимости подобный проект можно запустить.

Одной из главных проблем в сфере общественного питания остаются кадры. Как сообщают в комитете по промышленности, незакрытая кадровая потребность организаций общепита в городе составляет 6000 человек, из них 3500 поваров и 2500 официантов. Еще одно предложение ведомства – увеличить количество бюджетных мест обучения по профильным специальностям до 1306 человек на 2024-2025 учебный год. Кроме того, ведомство выделит субсидии предприятиям общественного питания на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Как бизнес продвигает гастротуризм

Рестораторы также регулярно пересматривают свои стратегии, чтобы подстроиться под новые требования туристов. Как рассказал генеральный директор Stroganoff Group Дмитрий Гольдфарб, сегодня компания много работает с рейтингом в социальных сетях и на картах, однако раньше стратегия продвижения ресторанов была другой.

«Турист за последние 10 лет сильно изменился. Раньше он нуждался в каких-то рекомендациях, поэтому 7-8 лет назад у нашей компании было авторизовано 1400 индивидуальных гидов. Была проведена колоссальная работа, но сейчас это практически не нужно. Турист стал самостоятельным, он смотрит на рейтинги, читает отзывы и стал сам составлять свои маршруты. Более того, он стал негативно воспринимать навязывание той или иной точки», – поделился Гольдфарб.

По мнению представителей ресторанного бизнеса, при открытии новых точек важно понимать не только свою аудиторию, но и подобрать удачное месторасположение, разработать концепцию заведения, составить грамотное меню. Одним из успешных форматов для развития туризма совладелец и гендиректор сети «Теремок» Виталий Свидовский называет фудтраки, ведь такие точки не привязаны к конкретному месту.

«Мы называем это «еда на колесах» – это наш любимый формат заведений. Потому что он очень позитивный, во время фестивалей на него большой спрос. Как предприниматель вы можете начать свой проект именно с фудтрака – это такой формат, благодаря которому вы можете отработать свой концепт, разобраться с меню и понять, с чем хотите прийти на рынок, потому что в ресторанном бизнесе конкуренция большая», – отметил Свидовский.