Государство может привлечь к строительству ВСМ Москва—Петербург грузоотправителей
Для строительства ВСМ Москва–Петербург планируется создать АО «УК ВСМ Две столицы» с уставным капиталом 328,5 млрд руб., в состав акционеров которого могут войти ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД», субъекты РФ, а также компании-грузоотправители. Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на собственные источники.
По данным издания, контролирующим акционером нового юрлица с долей 51,7% в уставном капитале (УК) станет «Московский метрополитен» (взнос компании в УК составит около 170 млрд руб.). На долю в 26,9% (или 88 млрд руб.) планируется привлечь РЖД. 15,5% в состав компании или 51 млрд руб. должны внести регионы, по которым пройдет магистраль. Управляющая компания ЗАО «Лидер» вложит в уставный капитал 10 млн руб. или 0,0031%. Еще на 5,8% или на 19 млрд руб. в уставный капитал АО предлагается привлечь грузоотправителей.
«Ъ» пишет, что пока компании получили лишь приглашение войти в УК управляющей организации. Точный список участников не известен, но среди претендентов называются «Роснефть», «Новатэк», «Лукойл», «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро», «Евраз», НЛМК, «Северсталь», «Русал», СУЭК, «Сибантрацит», и «Кузбассразрезуголь». В обмен на взнос в уставный капитал участник сможет получить дивиденды и приоритет при провозе грузов в порты Северо-Запада. Но опрошенные изданием эксперты пока не видят активной заинтересованности грузоотправителей.
Ранее «Ведомости» писали, что на создание ВСМ Москва–Петербург в 2025 г. выделят из федбюджета 16,2 млрд руб. Всего в ближайшие 3 года на проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» выделят около 26 млрд руб. Большая часть суммы приходится на ближайший год, в 2026 г. планируется выделить 7,6 млрд руб., а в 2027 г. – 1,8 млрд руб.
Напомним, что протяженность железной дороги составит 680 км, она пройдет через Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт-Петербург. Запуск движения по ВСМ запланирован на 2028 г. Затраты на строительство оцениваются в 1,5 трлн руб., а вместе с сопутствующими расходами – в 1,75 трлн руб.